RC

Новости рынка розничной торговли

RAEX (Эксперт РА) присвоил рейтинг компании Магнит на уровне ruАA-

01.10.2018 admin 0 Comments

Рейтинговое агентство RAEX (Эксперт РА) присвоило рейтинг кредитоспособности нефинансовой компании Магнит на уровне ruАA-. Прогноз по рейтингу — позитивный.

Сеть «Магнит» является одной из ведущих розничных сетей России. По итогам 2017 года компания уступила лидерство на рынке по обороту, при этом по количеству магазинов и географической представленности продолжает занимать лидирующую позицию. По состоянию на 30.06.2018 (далее – отчетная дата) торговая сеть состояла из 16 960 магазинов и собственной логистической системы, которая включает 37 распределительных центров и автопарк. Основными регионами присутствия являются Центральный и Приволжский федеральные округа, по итогам 2017 года на них приходится более половины выручки. Таким образом, агентством позитивно оценивается блок бизнес-рисков, в силу высоких рыночных позиций, широкой географии присутствия и отсутствия зависимости от поставщиков. На текущий момент у компании четыре формата: «магазины у дома», гипермаркеты, супермаркеты «Магнит Семейный» и дрогери. По итогам 2017 года 74% выручки приходилось на сеть «магазинов у дома», на гипермаркеты – 13%. В течение 2018 года ожидается открытие 1500 новых магазинов формата «магазин у дома», 700 магазинов косметики и 20 супермаркетов.

В 2017 году темп прироста выручки Группы существенно замедлился – до 6% с 13% по итогам 2016 года. Также компания показала уменьшение рентабельности, EBITDA margin составила 8% в сравнении с 10% по 2016 году. В первом полугодии 2018 года также продолжилось снижение показателя – маржинальность LTM EBITDA составила 7,4%. Подобная динамика, по мнению агентства, повышает риски устойчивого роста доли рынка и операционных показателей.

Агентство также отмечает снижение сопоставимых продаж за 2017 год на 3,4%, в большей степени за счет снижения сопоставимого трафика, в то время как за 2016 год показатель составил -0,3%. За 1 полугодие 2018 года сопоставимые продажи снизились на 4,5%, трафик – на 2,9%, при этом рост выручки основного формата «магазинов у дома» составил 7,7%, в основном за счет открытия новых магазинов – торговые площади формата выросли на 12,1%. Компания называет основными факторами, повлиявшими на результаты, помимо усиления конкуренции на деконцентрированном российском рынке ритейла и каннибализации, низкий уровень продовольственной инфляции и открытие меньшего количества магазинов после редизайна. Несмотря на это, агентство оценивает показатели рентабельности как умеренно высокие в сравнении с результатами других крупных ритейлеров.

В рамках изменения состава акционеров, в феврале 2018 года основатель сети г-н Галицкий продал 29,1% акций Банку ВТБ (ПАО), также произошли изменения в составе топ-менеджмента компании. На текущий момент проходит обновление бизнес-модели и стратегии развития. Новые цели были официально озвучены на дне инвестора компании, одним из направлений работы будет продолжение программы редизайна магазинов, а также работа с оборотным капиталом. В планах также стоит оптимизация логистической цепочки и изменения в системе управления, в том числе внедрение категорийного менеджмента. Агентство ожидает, что принятие новой стратегии и успешный старт ее реализации должны позитивно повлиять на темпы прироста выручки и сопоставимые продажи уже на горизонте ближайших 12 месяцев, что обусловило установление позитивного прогноза по рейтингу. С учетом соответствующих планов компании на 2018 год, по расчетам агентства, операционный поток будет соответствовать прогнозируемым расходам, при этом у компании на отчетную дату имеется значительный объем невыбранных долгосрочных кредитных линий на сумму порядка 209 млрд руб., что позитивно оценивается агентством. Наиболее существенными направлениями использования ликвидности на прогнозируемом горизонте, по мнению агентства, будут расходы по дивидендным выплатам, капитальные расходы и расходы по обслуживанию долговой нагрузки, включая проценты. В компании не утверждена дивидендная политика, при этом практикой последних дет является выплата дивидендов дважды в год в январе и июле. В январе этого года дивиденды не выплачивались, что повлияло на двукратное снижение выплат в 2018 году, в тоже время агентство ожидает восстановления объема дивидендов в 2019 году на уровне 2016-2017 гг. Агентство также ожидает снижения объемов капитальных затрат в 2018 и 2019 гг. на 20-25% относительно уровня 2017 года, за счет оптимизации системы редизайна и снижения объема магазинов в реконструкции. При этом заявленные планы компании по выкупу собственных акций в рамках мотивации менеджмента в объеме до 16,5 млрд руб. скорее всего потребуют привлечения дополнительного заемного финансирования, что, по мнению агентства, может привести к кратковременному повышению уровня долга.

На 31.12.2017 отношение чистого долга к EBITDA за 2017 год составляло 1,2х, на отчетную дату соотношение также сохраняется, что в совокупности с комфортными показателями долга к операционному потоку и высокой диверсификацией долговой нагрузки оказывает позитивное влияние на уровень рейтинговой оценки. Также агентство оценивает график погашения долга компании как комфортный. Так, отношение выплат по долгу в 2018 году с учетом процентных расходов к EBITDA за 2017 год составляет 0,18, а CFO за 2017 год превышает выплаты по долгу в 4 раза. В первом полугодии компания погасила облигации на общую сумму 20 млрд руб. за счет операционного потока с последующей выборкой кредитных линий, таким образом, чистый долг за полугодие сократился на 3%. Агентство отмечает, что компания в своей отчетности выделяет все договора по операционной аренде как расторжимые, поэтому показатели долговой нагрузки не были скорректированными на приведенную стоимость аренды по нерасторжимым договорам.

Ликвидность компании была позитивно оценена агентством, что традиционно выделяется для торговых розничных сетей. Высокий запас денежных средств позитивно повлиял на показатели, коэффициент абсолютной ликвидности составил 0,3 с учетом корректировки краткосрочных обязательств на объем торговой кредиторской задолженности. Также положительное влияние на уровень рейтинга оказал показатель текущей ликвидности, который оценивается на уровне 1,6 с учетом потенциальных источников дополнительной ликвидности.

Блок корпоративных рисков, по мнению агентства, оказывает сдерживающее влияние на уровень рейтинговой оценки. Действующая стратегия компании, по мнению агентства, привела к снижениям темпов прироста выручки и отрицательным сопоставимым продажам, что оказывает негативное влияние на рейтинг. Сохранение сложившегося тренда может оказывать давление на показатели рентабельности и рыночные позиции компании. Также было отмечено невысокое качество риск-менеджмента. На текущий момент в компании только формируется система управления рисками, в стадии разработки находятся положения по риск-менеджменту и карта рисков. При этом агентство позитивно оценивает высокое качество корпоративного управления и уровня информационной прозрачности. В открытом доступе раскрывается как финансовая информация о компании, так и информация о существенных фактах в деятельности и операционные показатели на ежеквартальной основе. В рамках действующего Совета директоров, пять из семи членов являются независимыми, также при Совете директоров созданы комитет по аудиту и комитет по вознаграждениям. Комитет по аудиту возглавляется независимым директором, комитет по кадрам и вознаграждениям состоит только из независимых членов. Также для компании был выделен сдерживающий фактор за отсутствие контролирующего бенефициара – крупнейший собственник контролирует менее 20% капитала, вместе с тем агентство владеет информацией об основных конечных бенефициарах компании.

По данным консолидированной отчетности ПАО Магнит по стандартам МСФО активы на отчетную дату составляли 531,6 млрд руб., капитал – 263,3 млрд руб. Выручка за 2017 год составила 1,14 трлн руб., чистая прибыль – 35,5 млрд руб.

raexpert.ru


#магнит

Previous Post

Next Post

Добавить комментарий

Your email address will not be published / Required fields are marked *

Яндекс.Метрика
Top