RC

Новости рынка розничной торговли

АТБ, Сільпо, Таврия В и другие: топ мобильных приложений украинских ритейлеров

07.06.2018 admin 0 Comments

Ассоциация ритейлеров Украины проанализировала: кто из продуктовых сетей озаботился созданием мобильного приложения, какой функционал и возможности в него вложил, а также провела тест-драйв всех существующих приложений компаний сегмента FMCG.

Как оказалось, купить продукты через приложение можно только в мобильном приложении Таврия В. Остальные, да и то не все, только продвигают акции, позволяют составить списки покупок или найти ближайший магазин. Кто первый ушел в смартфон, как используют приложения ритейлеры, какие из них наиболее популярные и чем их можно заменить  — читайте в материале RAU.

Кто в игре

Всего лишь девять из топ-20 продуктовых сетей Украины разработали собственные мобильные приложения: АТБ, Велика Кишеня, Велмарт, Metro Cash&Cary Ukraine, Таврия В, Varus, Ашан. В тестовом варианте работает приложение Наш край и приложение с ограниченным функционалом — узнать о мероприятиях сети — есть у Сільпо. Но вообще отсутствует приложение у таких крупных игроков как Фора, Billa, Барвинок, Фуршет, Spar, Novus, Брусничка, Thrash!, ЭКО маркет.

Первопроходцем стала торговая сеть АТБ: в мае 2012 года она выпустила свое приложение. На данный момент ATB market является лидером по скачиванию: приложение установило более миллиона пользователей.

Ритейлер использует приложение и как отдельную программу лояльности — с прошлого года с помощью АТБ-Wonderland продает книги с дополненной реальностью «Алиса в стране чудес», предлагая скидку на книгу при покупке конкретных товаров в магазинах.

Только через год — в ноябре 2013-го — Retail Group запустила приложение для Велика Кишеня, а в августе 2014-го — и для Велмарт. Причем ритейлер обновил приложение Велмарт спустя три месяца и забросил.

Два года ни один из ритейлеров не тратился на эту статью расходов. Таврия В и Metro Cash&Cary Ukraine практически одновременно — в марте 2016-го — запустили свои сервисы. К слову, приложение Metro скачало более 100 000 пользователей. Кроме них, в 2016 году появилось приложение для клиентов сети Varus.

Серьезно подошел к разработке сервиса Ашан Украина: приложение, которое можно скачать с февраля 2017 года, использовало технологию beacon, отслеживало местонахождение покупателей и предлагало им при приближении к супермаркету и перемещении внутри торгового зала релевантные акции. Количество скачиваний за прошедшее с запуска сервиса время так же перевалило за 100 000.

В ноябре прошлого года технологию решили протестировать и в компании Наш Край, выбрав для этого два супермаркета. Но процесс этот достаточно вялотекущий — его скачало всего 500 пользователей. Одним из последних запустила свое приложение Сільпо — да и то, Сільпо Fest вовсе не продвигает товары сети, а просто информирует пользователей о мероприятиях ритейлера.

Тест функционала

Такой низкий интерес можно объяснить тем, что через приложения торговые сети не продают, а лишь информируют клиентов об акциях, местонахождении магазинов, новостях. Правда, некоторые ритейлеры все же предложили пользователям определенный сервис — списки покупок, которыми можно делиться с родными и друзьями. Это полезная функция есть в приложениях АТБ и Metro. Мій Ашан предлагает пользователю “планер покупок”.

Но не все приложения реализованы user friendly.

В АТБ, например, при создании списка покупок, продукт удобно искать через поиск, но невозможно узнать цену и бренд товаров. Можно только создать список, скажем: молоко, яйца, творог, колбаса etc. Ритейлер также информирует об акциях и дублирует информацию с сайта об открытии новых дискаунтеров и предлагает рецепты. Несмотря на ограниченный функционал, АТБ market лидирует по количеству скачиваний среди украинских ритейлеров. Также с помощью приложения можно связаться с ритейлером по горячей линии или написать письмо на почту.

Приложение Metro С&C требует длительной регистрации, с указанием ФИО, телефона, почты — вроде бы всего четыре шага, но пройти их не получилось, а подсказок и контактов, чтобы уточнить, что именно не так, в приложении не нашлось. Плюсом является возможность онлайн-регистрации, наличие личного кабинета и использование цифровой карточки на кассе. Остальные разделы стандартные: список покупок, акции, адреса магазинов и навигация. Акционные товары нельзя добавить в корзину, информация о них в формате журнала и Pdf картинок.

Мій Ашан требует включить bluetooth. Из приятного — в приложении есть сканер штрих-кодов товаров, расписание бесплатных маршруток, схема торгового зала, где можно узнать местонахождение любого товара, и возможность заказать такси. Планер покупок предполагает создание списка из товаров — без цен и названий брендов. Акции увидеть нельзя при выключенном bluetooth. Акционные товары из списка можно добавить в корзину, но нет поиска, и покупатель скорее всего устанет листать список вниз, пытаясь понять, есть ли интересный ему товар. Есть возможность оставить предложение или пожаловаться, выбрав супермаркет и даже конкретный отдел.

Онлайн-регистрацию предлагает и Велика Кишеня, но для этого необходимо идти в магазин. В кабинете ритейлер шлет сообщения пользователям об изменении условий начисления бонусов. Также можно увидеть сколько начислено бонусов, и “самостоятельно выбрать товары, на которые потратить”, стандартную информацию об открытиях, найти ближайший магазин и позвонить на горячую линию из приложения.  Даже несмотря на то, что Retail Group был вторым ритейлером, который решился на мобильное приложение, неактуальная информация, небольшое количество информации о скидках, отсутствие даже простого сервиса формирования списка покупок, и другие недостатки играют свою роль: за пять лет приложение скачало 500 000 пользователей. Столько же у Varus за два года.

Пользователи Varus не могут зарегистрироваться в приложении без посещения розничного магазина. В приложении можно глянуть историю покупок, количество баллов, найти ближайший магазин и оценить сервис в нем, но нельзя увидеть ассортимент и стоимость товаров и сформировать список покупок.

Всего 10 000 скачиваний у мобильного приложения Таврия В. Небольшое количество объясняется тем, что воспользоваться сервисом могут только одесситы. Это единственный ритейлер, в приложении которого реализована возможность покупки и доставки товара. В личном кабинете можно увидеть накопленные баллы и посмотреть историю заказов. При заказе приложение требует адрес, время доставки, уточняет способ оплаты. Очень странно, но приложение не акцентирует внимание на скидках — этого раздела там нет вообще. Оно предлагает либо вход в личный кабинет, либо в раздел, где можно выбрать интересующие товары по категориям с указанием всех цен.

10 000 пользователей скачали приложение Велмарт, его функционал схож с Велика Кишеня с тем лишь отличием, что обновлялось оно в последний раз в 2016 году. Странно, что категория у приложений Retail Group выбрана как “еда и напитки”. Впрочем, немного нелогично указаны категории и у Ашан — как «мероприятия», Varus — «стиль жизни», Сільпо Fest — «бизнес». У остальных она указана как “покупки”.

Совсем мало скачиваний у приложений Наш край и Сільпо Fest — по 500. Наш край не раскручивает приложение, которое работает с использованием beakon, а пока тестирует его на двух магазинах, а Сільпо Fest выглядит как малоинформативная афиша мероприятий — Beermaster Day и Silpo Wine Fest. Кликая на иконки, можно увидеть краткое описание, местонахождение и “присоединиться”, введя данные для регистрации.

Низкую популярность приложений можно объяснить тем, что это не канал сбыта, а дополнительный сервис, коммуникация и обратная связь.

Каналом продаж являются либо собственный сайт, как у Fozzy, либо zakaz.ua — они обслуживают онлайн-заказы Novus, Ашан, Metro и Fozzy. Тестировали этот сервис и другие ритейлеры, такие как ЭКО маркет, но сейчас их в списке партнеров нет.

RAU спросила специалистов: насколько актуальны мобильные приложения и что приходит им на смену.

Способ коммуникации

Анна Зотова, сustomer Experience Strategist Good Wine, Bad Boy:

— Разработка очень простого приложения стоит от $10 000. Мы создаем их для идентификации пользователей, потому что хотим отслеживать их действия во всех наших каналах: в магазинах, ресторанах, интернет-магазинах, на фестивалях. Там размещаем персональные предложения, формируя их, исходя из истории покупок и предпочтений.

Пока мобильные приложения выполняют более коммуникативную функцию, но сейчас мы работаем над тем, чтобы через них можно было и покупать товар.

Но есть несколько нюансов: “дешевые” разработчики очень ненадежны, дорогие разработчики не просто дорогие, а очень дорогие. Чтобы продавать через мобильное приложение, нам надо перестраивать весь back-end, а это не быстро, поскольку нужно создать контент под все группы товаров и перестроить много внутренних процессов.

Способ навигации

Олег Пузанов, основатель Leantegra, разработчика приложений для Мій Ашан и Наш Край:

— Мы разработали несколько приложений — Leantegra Pilot App, Leantegra Track App, Leantegra Sandbox App, которые брендируем и дорабатываем под клиентов. Стоимость такого брендирования — $2000, время реализации — меньше недели. Через наши приложения транзакции не проводятся.

Если говорить в целом о ценности такого решения для ритейлеров, то очень хороший пример — Ашан. У ритейлера есть детальная статистика, которая показывает позитивное влияние на их продажи.

Наш проект для Ашана очень успешный — есть долгосрочный договор с ними на покрытие всех супермаркетов в Украине. Так что интерес у ритейла есть. Навигация внутри ТРЦ и гипермаркетов, кросс-маркетинг и локационная аналитика — уже годами проверенные решения. Но для раскрутки приложения и привлечения пользователей необходима дополнительная маркетинговая активность.

Способ автоответа

Кирилл Руднев, операционный директор SMART business:

Мобильное приложение сейчас почти никому не нужно. От приложений хотят практичного применения – выполнить задачу, получить быстро информацию, а не делать покупки. Для общения с покупателем и совершения покупки теперь есть мессенджеры и встроенные боты.

Конечно, приложения продолжают решать задачи позиционирование в крупных торговых центрах или больших магазинах. Например, навигация, поиск товара или обратная связь. А доступные технологии выводят возможности FMCG на совершенно новый уровень.

На недавней конференции NRF в Нью-Йорке компания Apple анонсировала интеграцию системы ApplePay в iMessenger. Теперь для совершения покупки достаточно написать, что ты хочешь купить, куда привезти и сразу проходит оплата.

Зачем создавать то, что было актуально 5-8 лет назад? Время вставать на путь цифровой трансформации и создавать умных ботов, использовать технологии на основе искусственного интеллекта, которые будут общаться с покупателем и помогать вести бизнес.

rau.ua


#"Сільпо"#АТБ#мобильные приложения#Таврия В

Previous Post

Next Post

Добавить комментарий

Your email address will not be published / Required fields are marked *

Яндекс.Метрика
Top