RC

Новости рынка розничной торговли

Ретейл масштабно внедряет инновации в розничную торговлю

19.05.2018 admin 0 Comments

Умное зеркало для шопинга, дрон-доставщик пиццы и робот-магазин, приезжающий к вам по вызову — в ближайшие 5-10 лет ретейл кардинально преобразится за счет инновационных технологий.

— Когда конкуренция усиливается, компании вынуждены больше инвестировать в R&D (исcледования. — Прим. ред.). Сейчас у многих еще есть возможность расти экстенсивно: открывать новые магазины, идти в новые регионы, увеличивать емкость полок, но в какой-то момент этот ресурс закончится, — прогнозирует Вадим Капустин, директор по стратегическому планированию, большим данным и инновациям Х5 Retail Group. — В Москве, Санкт-Петербурге и Екатеринбурге это уже осознали, а в каких-то регионах еще не доросли.

Торговля сама не инициирует стартапы, но является потребителем их интеллектуальной продукции. Причем технологии развиваются очень быстро и взаимодействуют друг с другом. То, что сегодня внедряют за рубежом, появится на российском рынке уже через год-два.

Одно из самых перспективных направлений — роботизация. Amazon пять лет назад совершил революцию c роботом Kiva, который заменил собой десятки людей и погрузчиков в распределительном центре. За счет этого арендуемые площади и на 70 процентов — себестоимость услуг. Auchan успешно протестировал в Португалии робота-носильщика WiiGO: тот узнает клиента в лицо и следует за ним по торговому залу, помогая везти тележку с товаром. Новинка адресована пожилым покупателям, инвалидам и мамам с маленькими детьми.

Люди старше 50 не пустят кого-то в дом в свое отсутствие, а вот среди 20-30-летних таких уже 40 процентов

Еще одна интересная разработка — серия девайсов Amazon, где используется софт под названием Алекса. Голосовой помощник, который поддерживает живой диалог, отвечает на вопросы, выполняет задания. Аналогичные продукты есть у Apple (Siri), Yandex (Алиса), Microsoft (Cortana). Эксперты ожидают в течение 5-10 лет настоящую битву таких платформ.

— Если сегодня, чтобы купить продукты, вы идете в магазин, то вскоре сможете выбирать: какие-то товары поставить в режим автоматической доставки, и вам их будут завозить раз в неделю, другие — заказывать на смартфоне и забирать на ближайшей станции метро, третьи — приобретать по пути домой, — рисует картину будущего Вадим Капустин. — В качестве примера можно привести пикап-тауэры в сети Walmart: достаточно подойти к «башне» и вбить код — робот выдаст товар.

Еще одна передовая концепция розницы — Amazon Go: магазин, где нет продавцов на кассе. Средства снимаются с вашего банковского счета, когда камеры считают, что вы забрали товар. В Китае существуют несколько аналогов этого проекта, один из них, BingoBox, развивается гораздо быстрее американского оригинала, за год открылось 200 точек.

Там же, в Китае, шведская компания Wheelys тестирует первый мобильный автоматический магазин Moby Mart. Он постоянно перемещается по улицам Шанхая, прибывая в районы с максимальным покупательским спросом в то или иное время суток (заказы принимаются со смартфонов). Нечто похожее, только не магазин, а кафе, открыла компания Alibaba. В TAOCafe все, от заказа до доставки, происходит автоматически.

По мнению аналитиков, главная черта торговли будущего — ее омниканальность (взаимная интеграция разрозненных каналов коммуникации. — Прим. ред.). Одна из ключевых проблем интернет-торговли — доставка товара до дома. Большинство покупателей просят привезти заказы после 18.00-19.00, что обходится ретейлерам довольно дорого. Walmart и Amazon выкупили стартапы, цель которых — создание электронных замков. С помощью такого замка курьер может всего раз открыть вашу дверь, войти, положить продукты в холодильник и уйти. Причем камера с искусственным интеллектом отследит время пребывания в квартире. Правда, есть большие сомнения, что новинка быстро приживется. Когда проводили исследование потребительской аудитории, люди старше 50 отказались пускать кого-то в дом в свое отсутствие, а вот среди 20-30-летних лояльных оказалось около 40 процентов.

Дроны-доставщики продуктов и грузовики-беспилотники — уже не фантастика. Так, в 2016 году компания ОТТО впервые привезла партию пива в магазин в автокаре без водителя, машина прошла 190 миль. В Калифорнии на основе интегрированной графики компании Intel придумали зеркало с камерами и сенсорами, которое дает полное представление о том, как будет смотреться на фигуре та или иная одежда. Протестировать интерактивные устройства можно в примерочных магазинов Ralph Lauren.

Инфографика: «РГ»/ Михаил Шипов/ Елена Березина

— Когда эти вещи появятся в России? Когда показатель качественных торговых площадей на человека приблизится к одному квадратному метру. Сейчас он равен 0,7. Для сравнения: В США — 4 метра, во Франции — 1,5, — говорит Капустин. — На Западе ретейлеры массово погрузились в R&D с 2012 года.

Какие ноу-хау уже сегодня реально увидеть в торговом зале? Кассы самообслуживания: отсканировать товар и оплатить можно с помощью мобильного телефона. Подобную технологию внедрили уже многие гипермаркеты. Практически все федеральные сети сегодня используют технологию бесконтактных платежей. Также много инноваций в торговой логистике и документообороте, уверяют члены Ассоциации компаний розничной торговли. Это не видно покупателям, но улучшает бизнес-процессы и позволяет в конечном итоге сократить затраты.

Основой источник инноваций — венчурные фонды. К примеру, Фонд развития интернет-инициатив и «Сколково» в прошлом году «прокачали» сотни стартапов. На пилотных площадках тестируются разные технологии. Например, таргетирования покупателя по данным интернет-поисковиков. Образно говоря, если человеку нужно молоко, ему не пришлют купон-скидку на колу. Проводятся эксперименты с технологиями компьютерного зрения и машинного обучения: камеры ездят по потолку и следят за наполняемостью полок и корректностью ценников. При выборе места для нового магазина используется геолокация — система предсказывает, сколько оборота принесет точка. Также можно спрогнозировать «свой» ассортимент для любого района.

rg.ru


#ритейл#Технологии

Previous Post

Next Post

Добавить комментарий

Your email address will not be published / Required fields are marked *

Яндекс.Метрика
Top