RC

Новости рынка розничной торговли

«Автоматизированный ритейл ближе, чем мы думаем»

31.01.2018 admin 0 Comments

Все чаще этап фактической оплаты товаров или услуг производится без участия работников (кассиров, продавцов). В течение нескольких лет крупнейшие сетевые супермаркеты вроде «Ленты», «О’КЕЙ», «Магнита» и X5 Retail Group предлагают покупателям воспользоваться кассами самообслуживания наряду с обычными. Клиенты сами пробивают товары по штрих-кодам, выкладывают покупки в специальную зону упаковки, оплачивают их наличными или по карте. Не за горами день, когда в Москве появятся супермаркеты вообще без продавцов и касс – считает финансовый эксперт Илья Попов:

Тренд на роботизацию
Amazon Go – первый магазин без касс и кассиров, который в конце января запустил в США одноименный онлайн-ритейлер. Покупатели при входе просто сканируют код из приложения Amazon, берут с полки нужные продукты и идут домой. Деньги списываются со счета в приложении, туда же отправляется чек покупки. Никаких очередей и утомительного ожидания.
Тренд подхватила торговая сеть WallMart и планирует использовать новую технологию продаж в 100 крупнейших магазинах сети. С помощью приложения Scan & Go покупатели смогут сканировать выбранные товары и оплачивать их самостоятельно.

Не так давно это казалось фантастикой, а реальным прогрессом выглядело появление в конце XIX века торговых автоматов, успевших за относительно короткий период наводнить офисные здания всего мира. Что интересно, бизнес-идея была на поверхности множество веков. Автоматы для продажи «священной воды» появились еще в I веке и существенно увеличили рентабельность античных храмов: под весом брошенной в прорезь сосуда с водой монеты специальный рычаг открывал клапан и доступ «покупателя» к некоторому количеству воды – пока не соскользнет монетка с рычага. Но если в те времена работа автоматов держалась на принципах механики, сегодняшние автоматические системы отличает роботизация.
По прогнозам, внедрение технологий искусственного интеллекта и автоматизации в ближайшее время существенно повлияет в первую очередь на сферы туризма, страхования, банковскую отрасль, медицину, сферу безопасности, производство.

Крупнейшие сети ресторанов быстрого питания уже сейчас активно внедряют киоски самообслуживания. Через сенсорное электронное табло покупатель заказывает нужные блюда и напитки, после чего оплачивает заказ картой и получает талон с номером в очереди выдачи заказов. Подобные киоски уже есть в Макдональдс, Subway, KFC и других сетях.
Не первый год на рынке работают автоматизированные автомойки. В процессе человек участвует минимально, добавляя необходимые ингредиенты в омывающие смеси. Заказать комплексные услуги в автосервисе также можно через киоски самообслуживания. Пока автомобиль находится на обслуживании, владелец транспорта спокойно занимается делами или коротает время в комнате отдыха, где дополнительно можно заказать напитки и закуски. Конечно же, автоматизированно.
В магазинах и офисах услуг, принимающих безналичный расчет, уже необязательно вставлять карту и вводить пароль для списания средств. Стоит только приложить к датчику карточку, смартфон с включенным приложением оплаты или специальное устройство – кольцо/браслет бесконтактной оплаты.
Перспективы роботов

По данным Минтруда США, 3,5 млн. человек работают кассирами, из них 900 тысяч – в продуктовых магазинах. Всех их в ближайшем будущем могут заменить технологические решения, что безусловно вызывает беспокойство. Но есть важный нюанс: параллельно с роботизированными кассами и бескассовым обслуживанием в ритейле активно развиваются онлайн-платформы, где витриной становится сайт-агрегатор товаров и услуг, а значит основное «представительство» переносится на склад. Это говорит о том, что на замену рабочим местам в торговых залах будут появляться вакансии, связанные со складским обслуживанием и логистикой: товароведы, упаковщики, люди, отвечающие за работу склада в принципе.
Вместо консультантов в розничных магазинах тоже вскоре могут появиться роботы. По данным исследования Qmatic, 31% опрошенных представителей розничной торговли собираются применять гуманоидных роботов в торговых залах, причем 14% ритейлеров готовы в тестовом режиме внедрить решение уже в текущем году. Так, в Wallmart тестируют роботизированную тележку для продуктов, которая едет сама за покупателем и подсказывает ему, где найти товары из списка.
Больше полугода в 2017 компания Renault тестировала в французских автосалонах сервис встречи покупателей роботами Pepper. Всего было задействовано 120 роботов. Персональную встречу мог заказать любой желающий, оставив заявку на сайте компании. В ноябре 2017 Wallmart рассказал о тестировании роботов-уборщиков – разработка компании Brain Corp. Реакция людей на нововведения неоднозначна. Покупателей привлекают новые работники торгового зала, а сотрудники магазинов опасаются, что останутся без работы. Однако согласно 20-летнему опыту исследований в Германии, внедрение роботизации в процесс производства не привел к росту числа увольнений сотрудников. Люди теперь смогут сконцентрироваться на более важных делах, меняя тип работы.

Роботизация все больше входит в нашу повседневную жизнь, перспективы ее развития и «отдачи» для бизнеса практически безграничны.
Крупнейшие российские сети быстрого питания, в числе которых, например, «Бургер Кинг Россия», объявили о планах довести долю выручки от цифровых платформ до 80% от совокупной в перспективе трех лет. Пилотные проекты роботизации приема заказов и кассового обслуживания тестируют в сетях «Теремок», «Чайникофф», «Буше».
Роботизация услуг и ритейла в частности в России хоть и задерживается, но все же развивается быстрыми темпами. Москву уже не удивить мобильным банкингом, онлайн-вызовом такси и бесконтактной оплатой сервисов и товаров. Сколько времени займет внедрение технологии автоматизированных супермаркетов без кассиров и касс – зависит от многих отраслей цифровых технологий. Но это точно не займет и века».


#ритейл#Технологии

Previous Post

Next Post

Добавить комментарий

Your email address will not be published / Required fields are marked *

Яндекс.Метрика
Top