RC

Новости рынка розничной торговли

Оборот розничной торговли

Самарцы погружаются в сети

26.01.2018 admin 0 Comments

с каждым годом ритейлеры открывают все больше магазинов, прилавки которых готовы принять местную продукцию

В Самарской области ведется системная работа по поддержке местных производителей. Руководство региона говорит о необходимости конструктивного и эффективного взаимодействия между производителями и ритейлерами. «Волжская Коммуна» выяснила, какие «слабые места» еще остаются в этом вопросе, находят ли поставщики и сети общий язык, и продолжат ли ритейлеры наращивать долю своего присутствия на рынке.

Работа без возврата

Вопрос взаимоотношений поставщиков и торговых сетей сегодня активно обсуждается на федеральном уровне. На прошлой неделе в Госдуму был внесен законопроект, предусматривающий запрет возврата непроданного товара. Кроме того, депутаты предлагают защищать производителей от штрафов и требований скидок со стороны ритейлеров.
Защитой производителей при работе с сетевиками озаботилась и Федеральная антимонопольная служба. В результате проведенной ФАС всероссийской проверки соблюдения закона о торговле ведомство в прошлом году выявило по стране 2884 договора поставки с нарушениями (17% от общего числа проверенных документов). В Самарской области зафиксировали всего два факта — в тольяттинских компаниях ООО «Елисеич» и ООО «Елисейский-магазины». Согласно сведениям УФАС, обе компании признали нарушившими положения статьи 13 закона о торговле. «В договорах поставки содержатся положения, предусматривающие возврат слабореализуемого товара. Они указывают на навязывание со стороны сети невыгодных условий для поставщика продовольственных товаров», — сообщает Самарское УФАС. Компаниям вынесли предупреждение, на сегодня все предписания антимонопольного органа выполнены.
Не дожидаясь законодательной инициативы, большинство производителей самостоятельно улаживают вопросы реализации с ритейлерами. «Мы работаем со всеми федеральными сетями, на данный момент требований о возврате непроданной продукции нигде нет. Для нас более существенная проблема — грамотное планирование закупок со стороны сетей: опасаясь просрочки, магазины уменьшают объемы заказа, и часто под вечер или утром наша продукция на полках заканчивается», — поделился директор АО «Красноярское молоко» (ТМ «Красава») Роман Муковнин.
Гендиректор ОАО «Хлебозавод №5» Андрей Трофимов рассказал «ВК», что для хлебопекарной отрасли вопрос возврата нереализованного товара с сетевыми магазинами уже решен. «Отмена возврата приведет к тому, что магазины будут заказывать меньшие объемы и ассортимент. Это поможет производителям конкурентоспособной продукции, а вот тем, чей товар продается плохо, придется побороться за место на прилавке», – заявил он.
Исполнительный директор ОАО «Самарский жиркомбинат» Елена Коленбет также отметила, что сегодня главный вопрос во взаимоотношениях сетей и поставщиков – заявки и грамотное планирование. «Возврат непроданного товара есть, но он незначительный, в целом вопрос мы урегулировали самостоятельно», — пояснила она.
Вместе с тем с проблемой возврата непроданного товара производители сталкиваются при работе не только с сетями, но и с розничными магазинами, не входящими в них. «Мы работаем только с розницей, но для любого производителя, и для нас в том числе, возврат непроданной продукции — это серьезная проблема и убытки», — говорит директор ТД «Мозаика» (ТМ «Пирогиня») в Самаре Роман Очкуров.

Совместные закупки

Необходимость конструктивного и эффективного взаимодействия между производителями и ритейлерами отметил глава региона Дмитрий Азаров на совещании 30 ноября 2017 года. Первые результаты в данном направлении уже есть: по данным областного Минэкономразвития, в регионе началась организация совместных торговых закупочных сессий. «На этих сессиях производители региона имеют возможность представить свою продукцию и получить методическую помощь в подготовке и формировании партий поставляемой продукции, соответствующих требованиям торговых сетей», — пояснили «ВК» в министерстве.
Еще один инструмент поддержки местного производителя, который начал внедряться в самарских супермаркетах, — единый стоппер, информирующий о наличии товаров местных производителей, а также специальные баннеры на входах в магазины торговых сетей.
В Минэкономразвития рассказали также о новом формате торговли — Shop-in-Shop, или магазин в магазине, представляющий собой отдельное торговое место, в котором представлена продукция одного бренда. Местные производители реализуют свою продукцию в прикассовой зоне универсамов формата «у дома», отметили в министерстве.

Ограничений нет

Цифры официальной статистики говорят о том, что доля сетевых магазинов в общем торговом «пироге» Самарской области неуклонно растет. Если в 2014 году оборот в торговых сетях (например, «Тандер», X5 Retail Group, «Лента», «Неотрейд», «Элит» и др.), по данным обл-минэкономразвития, составлял 26% от общего объема розницы, в 2015-2016 годах — около 28%, то по результатам 2017 года он может составить 34%. «Тенденции текущего года и предшествующих лет свидетельствуют о том, что в связи с развитием современных форматов торговли, в том числе сетевой торговли, население отдает предпочтение приобретению товаров в универсальных магазинах», — отмечают в министерстве.
При этом доля продуктов питания, продаваемых в сетях, в некоторых городах и районах области может превышать эти значения. В Самарском управлении ФАС «ВК» рассказали, что в городах доля объема реализации продовольственных товаров федеральными торговыми сетями может достигать 40%, а региональными торговыми сетями — от 1 до 21%. В районах губернии эти цифры составляют для федеральных торговых сетей от 20 до 40%, для региональных — от 1 до 20%.
По закону о торговле существуют ограничения на присутствие сетевых магазинов на рынке. Если доля всех продовольственных товаров, реализованных в магазинах сети, в денежном выражении за предыдущий финансовый год превысит 25% в регионе или населенном пункте, то такая сеть получает запрет на приобретение или аренду дополнительных торговых площадей. По информации Самарского УФАС, пока такая практика в регионе не применялась, хотя, по словам руководителя ведомства Леонида Пака, по результатам 2016 года некоторые ритейлеры вплотную приблизились к этому показателю. Итоги 2017 года будут известны во втором квартале 2018 года.
В то же время сами ритейлеры пока не видят ограничений для роста сетей. «Перенасыщенности рынка ритейла в Самаре и области на сегодняшний момент нет — есть конкуренция, борьба за клиента. Мы видим потенциал развития и «вширь», и «вглубь», — прокомментировал заместитель директора по общим и правовым вопросам местных торговых сетей «Белый пеликан» и «Миндаль» Антон Емельянов.
Заместитель директора Волжского филиала X5 Retail Group (магазины «Перекресток», «Карусель», «Пятерочка») Алексей Сорокин также отметил высокий потенциал дальнейшего развития в Самарской области. «По состоянию на начало года в Самарской области работают 447 универсамов «Пятерочка», 20 супермаркетов «Перекресток» и 5 гипермаркетов «Карусель», — рассказал он.
В тольяттинской сети «Елисейский» сообщили, что сейчас в Автограде и окрестностях работают 35 магазинов сети, при этом если в городе наиболее востребован формат крупных магазинов, то сельские жители отдают предпочтение средним по площади супермаркетам.
Эксперты говорят, что в дальнейшем укрупнение рынка продолжится, а доля сетевых магазинов в общем объеме торговли будет расти. «Розничные магазины останутся на рынке, но емкость их ниши пока трудно оценить — все зависит от конкретной политики каждого магазина и от того, что он сможет предложить покупателю. Одновременно повысится конкуренция между ритейлерами, а от этого всегда выигрывает потребитель», — считает управляющий директор ООО «Новый город» (официальный представитель ЗАО «ФИНАМ» в г. Самаре) Антон Ларионов.

Алексей Сорокин,

заместитель директора Волжского филиала X5 Retail Group:

— Мы знаем об инициативе депутатов Госдумы запретить торговым сетям возврат нереализованных продуктов поставщикам. Однако практика показала, что саморегулирование работает эффективнее. В частности, Х5 отказалась от возвратов хлебобулочной продукции еще с 1 июня 2017 года в результате договоренности с союзами хлебопеков. В этой отрасли такая практика распространилась слишком широко, использовалась отдельными поставщиками как инструмент недобросовестной конкуренции и мешала всем хлебопекам. По другим группам товаров возвраты прекращены с начала этого года, за исключением незначительного числа поставщиков, которые сами заинтересованы в выкупе у нас нереализованной продукции в пределах срока годности и письменно попросили об этом.

Антон Ларионов,

управляющий директор ООО «Новый город» — представителя инвестиционной компании «ФИНАМ» в Самаре:

— Торговые сети сегодня развиваются как интенсивным, так и экстенсивным путем. Активно используется стратегия «выдавливания» конкурентов, в том числе за счет открытия в одном микрорайоне двух магазинов одной и той же торговой сети. В результате один из них оказывается нерентабельным и закрывается, но при этом падает выручка и у конкурирующей сети, и тогда этот магазин также вынужден уйти с территории. Одновременно идет развитие «вглубь», увеличение глубины интеграции: торговые сети вкладываются в сельхозпроизводство и переработку, чтобы уменьшить себестоимость товара и повысить рентабельность.

Владимир Рузанов,

глава КФХ «Борская индейка»:

— Единый «стоппер» для самарских товаров и выделение отдельной зоны внутри магазина — отличная мера, чтобы поддержать местного производителя и обратить внимание потребителя на его продукцию. Но для этого нужно, чтобы наш товар пустили на прилавки сетевых магазинов, а с этим пока большая проблема: к сожалению, службы закупки крупных федеральных сетевых магазинов по-прежнему не идут с нами на контакт.

Наталья Мясникова,

руководитель отдела рекламы супермаркетов «Елисейский» и «Елисеич»:

— Наша сеть насчитывает 35 супермаркетов во всех районах Тольятти и по Самарской области. В связи с санкциями полки наших магазинов пополнились продукцией, произведенной в Самарской области, и в этом мы видим положительную динамику. Мы видим потенциал дальнейшего развития рынка ритейла в регионе, в 2018 году планируем открытие новых магазинов как в Тольятти, так и в селах Самарской области.


#ритейл#Самара#Тольятти

Previous Post

Next Post

Добавить комментарий

Your email address will not be published / Required fields are marked *

Яндекс.Метрика
Top