RC

Новости рынка розничной торговли

сокращение площади гипермаркетов

Fitch прогнозирует сокращение средней площади гипермаркетов в России

25.11.2017 admin 0 Comments

Аналитики Fitch Ratings прогнозируют сокращение средней площади гипермаркетов в России в среднесрочной перспективе — до 4,2 тыс. кв. м с 4,5 тыс. кв. м в настоящее время.

«Магазины малого формата будут основным источником роста розничной торговли, так как такие лидеры отрасли, как X Retail и «Магнит», делают ставку на увеличение числа магазинов шаговой доступности. Мы также ожидаем, что операторы гипермаркетов будут открывать больше малоформатных магазинов, что должно сократить размер среднего российского гипермаркета примерно на 300 кв. м до 4,2 тыс. кв. м в среднесрочной перспективе», — говорится в сообщении Fitch Ratings.

В компании пояснили, что при расчетах учитывали гипермаркеты «Магнита», Х5 («Карусель»), «Ленты» и «О`Кей». «Наибольшее сокращение в средней торговой площади гипермаркетов мы ожидаем у «Ленты», так как компания намерена открывать в основном компактные гипермаркеты», — сказала «Интерфаксу» младший директор Fitch Ratings Анна Жданова.

Гендиректор «Ленты» Ян Дюннинг говорил на телефонной конференции в июле, что ритейлер сфокусируется на развитии компактных, ориентированных на продовольственные категории гипермаркетов и будет открывать меньше стандартных гипермаркетов — то есть большей площади. Гипермаркеты «Ленты» подразделяются на три формата — «суперкомпактный» стандартной торговой площадью 3 тыс. кв. м, «компактный» (4,3-5,2 тыс. кв. м) и «стандартный» (7,3 тыс. кв. м). Больше всего магазинов, по данным на февраль, работало в «стандартном» формате. Средняя площадь гипермаркетов «Лента» составляет 5,7 тыс. кв. м, в то время как в среднем на российском рынке этот показатель составляет 6,5 тыс. кв. м.

«Лента» — крупнейший оператор гипермаркетов в России. Под управлением компании находится 217 гипермаркетов в 79 городах, а также 72 супермаркета. Выручка сети гипермаркетов за девять месяцев 2017 года выросла на 16,9%, до 240,66 млрд рублей (общая выручка ритейлера с учетом супермаркетов — на 17,4%, до 253,09 млрд рублей).

Ритейлер «О`Кей» также получает большинство доходов от гипермаркетов (85% по данным за первое полугодие). В последние годы компания существенно замедлила развитие сети гипермаркетов и сосредоточилась на открытии магазинов нового формата — «жестких» дискаунтеров «Да». В сегменте гипермаркетов ритейлер занимается повышением эффективности сети, в том числе за счет создания «компактного» гипермаркета. В рамках этой стратегии компания передаст часть торговых площадей в гипермаркетах в аренду своему партнеру — сети Familia. Средняя торговая площадь гипермаркетов «О`Кей» составляет 7,3 тыс. кв. м (по данным на конец первого полугодия; сеть объединяет 72 магазина).

Проблемы в сегменте гипермаркетов испытывают и лидеры рынка — Х5 Retail Group и «Магнит» (ключевой формат обеих компаний — магазины «у дома»). Выручка гипермаркетов «Магнита» за девять месяцев сократилась на 8,3%, до 107,58 млрд рублей. Средняя торговая площадь гипермаркетов компании — 2,9 тыс. кв. м (формат подразделяется на три подформата: магазины площадью до 3 тыс. кв. м, площадью 2-6 тыс. кв. м и более 6 тыс. кв. м).

Выручка гипермаркетов «Карусель» растет медленнее, чем продажи супермаркетов и магазинов «у дома» Х5 Retail Group: за девять месяцев продажи сети увеличились на 7,2%, до 63,3 млрд рублей (общая розничная выручка Х5 — на 26,3%, до 927,5 млрд рублей). В 3-м квартале рост выручки гипермаркетов замедлился до 3,8%, а трафик в сопоставимых магазинах снизился. Средняя торговая площадь гипермаркетов Х5 составляет 4,18 тыс. кв. м.

Продолжающееся снижение потребительского интереса к гипермаркетам наблюдается в глобальном масштабе, по мере того, как все большую роль для покупателей при совершении покупок начинают играть факторы экономии времени и удобства, отмечает Fitch Ratings. «Увеличивающийся спрос на свежие продукты также обусловливает более частые походы за покупками, при этом потребители отдают предпочтение небольшим продуктовым магазинам и интернет-магазинам продуктов питания», — отмечается в сообщении компании.

Эта тенденция наиболее заметна в большинстве стран Западной Европы на протяжении последних нескольких лет. Крупные продуктовые ритейлеры, такие как Carrefour, Tesco и Sainsbury’s, сталкиваются с проблемой избыточных торговых площадей и вынуждены закрывать магазины и искать новые стратегии заполнения торговых помещений, например, предоставление площадей в субаренду.

«В России снижающаяся популярность гипермаркетов обусловливается слабыми потребительскими расходами в течение последних двух лет. Это означает, что посещаемость гипермаркетов в России все еще может вырасти на фоне восстановления потребительских настроений. Кроме того, российские гипермаркеты, как правило, меньше, чем в Западной Европе, расположены в черте города и имеют пропорционально меньшие площади, отведенные под непродовольственные товары. Это позволяет российским ритейлерам легче адаптироваться к меняющимся потребительским предпочтениям», — отмечает Fitch Ratings.

Кроме того, российский рынок ритейла в целом менее конкурентный, чем рынки развитых стран, но при этом отличается более высокой прибылью и более низкой рыночной консолидацией. Конкуренция постепенно растет по мере того, как более сильные компании укрепляют свои позиции и наращивают количество магазинов, расширяя зоны пересечения между собой и создавая условия для некоторой каннибализации продаж внутри собственной сети.

Аналитики также отметили появление в России модели «жесткого» дискаунтера — новой сети «Да» ритейлера «О`Кей». На европейских рынках сети «жестких» дискаунтеров Aldi и Lidl «держат в страхе ритейлеров», однако устойчивость этой модели в условиях российского рынка еще предстоит проверить. «Когда какая-то критическая масса этих магазинов будет накоплена, можно будет судить об успехе этого формата в России. Мы видим некоторые сложности для развития этого формата, потому что покупатели хотят видеть бренды, а «жесткие» дискаунтеры — это на 90% ассортимента собственные торговые марки. То есть покупатель может быть не готов к этому ограниченному и небрендированному ассортименту. Плюс сложность может составлять поиск надежных производителей для собственных торговых марок», — говорила А.Жданова на деловом завтраке Fitch Ratings ранее в ноябре.

Источник FINMARKET.RU

Читайте больше новостей в Телеграм-канале @RusConsumer


#"Магнит"#Fitch Ratings#Лента#Окей#Х5 Retail Group

Previous Post

Next Post

Добавить комментарий

Your email address will not be published / Required fields are marked *

Яндекс.Метрика
Top