RC

Новости рынка розничной торговли

Дикси делистинг акций

«Дикси»: по пути с big data и machine learning

31.10.2017 admin 0 Comments

Ритейл — одна из отраслей, которая активно меняется под влиянием таких технологий, как big data, предиктивная аналитика, машинное обучение и др. Осваивая новые технологии, ГК «Дикси» в этом году создал акселератор для инвестиций в российские ИТ-стартапы, а также начал сотрудничать с Московской школой управления «Сколково» (МШУ «Сколково») по поиску ИТ-стартапов в сфере розничной торговли. ИТ-директор ГК «Дикси» Владимир Муравьев рассказал корреспонденту «Цифровой экономики», как проходит цифровизация бизнеса в компании, какие ИТ-решения востребованы в ритейле и каких технологий отрасли пока не хватает для цифровой трансформации.

— Расскажите, пожалуйста, на Ваш взгляд, может ли сфера оптовой и розничной торговли существовать без цифровой трансформации?

— Без нее не выжить. В мире существует несколько трендов в рамках общего понятия цифровая трансформация, которые так или иначе влияют на развитие любой отрасли. Ритейл в России отстает по уровню цифровизации от мирового ритейла. Некоторые цифровые решения, которые сейчас используются в России, применялись на Западе еще 10-15 лет назад. Однако у российского ритейла есть и преимущество перед зарубежными коллегами: мы проходим период цифровой трансформации за более короткий срок, опираясь на мировой опыт. То, что не пошло на Западе, у нас и не пробуют. Применяют только то, что гарантированно дает экономический эффект.

— Какие цифровые технологии применяет ГК «Дикси»?

— Мы работаем для массового покупателя: через наши магазины проходит несколько миллионов человек в день. Безусловно, все наши технологии направлены на то, чтобы покупатель чувствовал себя комфортно в нашем магазине, и на то, чтобы мы могли общаться с покупателем с помощью современных цифровых решений.

Например, дополнительные персонифицированные программы лояльности: всевозможные купоны и мобильные приложения, которые позволяют через интернет выбирать то, что нужно, и заказывать товар. Через мобильное приложение мы можем таргетированно уведомлять наших покупателей о том, что у нас появилось в магазинах. Это, например, какие-то акционные товары, информацию о которых многие сети по старинке печатают в бумажных буклетах. Мы это переводим в электронный формат.

В наших магазинах используем технологии, связанные с распознаванием покупателя при входе в магазин — по лицу, по полу, по возрасту, по мобильному устройству; решения с таргетированной рекламой для покупателей. Кроме того, применяем решения, которые помогают покупателям всегда иметь полный выбор продуктовой корзины. Например, это технологии распознавания планограммы полки, технологии, уменьшающие вероятность отсутствия товара на полке; датчики на оборудовании и тому подобное.

— Расскажите чуть подробнее про систему распознавания лиц, которую вы используете в магазинах. Она применяется уже во всех магазинах?

— Мы ведем несколько пилотов. Например, протестировали систему таргетированной рекламы для наших покупателей в нескольких магазинах «Виктория» и намерены тиражировать ее на магазины «Дикси». Это работает так: в прикассовой зоне ставится монитор и «умная камера», и когда человек стоит в очереди и ждет, он смотрит в монитор, а «умная камера» распознает его пол, возраст и таргетированно подает рекламу на монитор. Благодаря этому рекламодатели транслируют контент, который понятен и нужен конкретному покупателю.

Кроме того, мы ведем пилотный проект, связанный с распознаванием лиц при входе в магазин. Этот проект помогает улучшить нашу программу лояльности. Мы ставим такие же таргетированные системы распознавания лиц напротив полок с той же самой парфюмерией, косметикой и др., который наши рекламодатели хотят продвигать. «Умная» технология распознавания лиц позволяет понять, кто подошел в этому стеллажу, и начинает показывать ролик или вместе с роликом озвучивать рассказ об этом товаре.

— Какие технологии «Дикси» использует для расчета с покупателями?

— Помимо того что мы стимулируем продвижение классического способа расплатиться на кассе картой, это технологии Samsung Pay, Apple Pay, Android Pay, которые уже работают на наших кассах.

— Вы используете в магазинах технологии предиктивной аналитики?

— Да, «Дикси» использует и решения, связанные с предиктивной аналитикой. Например, если вы часто покупаете сыр и мы понимаем это по вашим чекам, то мы можем предложить вам к сыру вино. Когда покупатель приходит в наш магазин, мы с помощью механизма предиктивной аналитики оцениваем все его покупки, сравниваем с тем, что покупают люди из его фокусной группы, а потом предлагаем через мобильное предложение определенные скидки на товары.

— Насчет предиктивной аналитики: эта технология используется во всех магазинах или пока пилотируется в нескольких?

— Технологию предиктивной аналитики мы используем пока только в дивизионе «Виктория» группы «Дикси» для повышения лояльности. Все совершенные покупки клиентов сохраняются в специальном хранилище, которое делает анализ и учитывает пожелания производителей по продвижению марок. Раз в неделю мы делаем покупателям персональные предложения на смартфон со скидкой до 50%. Ему предлагают товар, который мы, как сеть, рекомендуем ему покупать в добавление к его типовой корзине.

Чтобы заинтересовать покупателя и предложить ему тот товар, который он по каким-то причинам не заметил, мы на основании предыдущих покупок делаем анализ и предлагаем разные варианты. В наших планах — улучшить в этой части и систему лояльности для сети «Дикси».

— А как развивается онлайн-канал продаж в ГК «Дикси»?

— ГК «Дикси», безусловно, понимает тренд на переход продаж в онлайн и планирует в ближайшее время предложить нашим покупателям ряд таких сервисов. В начале 2018 г. планируем сделать реинжиниринг тех решений, которые сейчас есть, придав им новый качественный уровень.

Есть и ключевые преимущества наших магазинов, которые мы хотим использовать. Например, особенностью «Виктории» в первую очередь является наличие собственной фабрики кухни, она производит полуфабрикаты, которые можно купить в магазине и довести до готовности дома. Дополнительно мы хотим предлагать людям покупать у нас не просто продукты, а блюда. Мы придумали и запустили приложение для «Дикси»: будем предлагать рецепты из продуктов, которые гарантированно можно найти в магазинах «Дикси». Можно будет выбрать, для какого повода нужно приготовить еду: вечеринка, ужин, пикник и др., а потом найти все ингредиенты в магазине. Мы гарантируем, что для приготовления любого рецепта из этого приложения, вы можете найти все продукты в каждом магазине «Дикси». Это отдельное приложение, оно будет доступно всем для скачивания.

— Есть ли у группы «Дикси» планы по доставке еды на дом?

— Доставка как тренд — дело не новое. Многие пробовали это, и мы планируем внедрить такую опцию в нашу e-commerce платформу. Но мы хотим учесть ошибки всех предыдущих проектов, потому что один раз доставить некачественный продукт покупателю или доставить не вовремя— это означает навсегда его потерять. Важно доставлять товар так, чтобы покупатель снова и снова делал заказы. Это непростой процесс, и мы хотим к нему хорошо подготовиться. Пока, к сожалению, не все операторы на рынке могут предоставить качественный сервис. Мы хотим найти те преимущества нашей услуги, которые будут нас выделять как бренд.

— Вы говорили о приложениях, котрые разрабатываете. ГК «Дикси» сама разрабатывает ПО или отдает этот функционал на аутсорсинг?

— Наш бизнес — продажа продуктов, и мы, разумеется, не содержим огромную армию программистов. Но с нами работают серьезные компании, которые предлагают уникальные решения для нашего бизнеса. Кроме того, в этой сфере мы ищем разумный баланс: например, мобильные приложения мы делаем совместно с разработчиками из сторонних компаний. Часть работ мы делаем у себя внутри. Внутренние корпоративные приложения мы делаем сами, так как они направлены на наши внутренние бизнес-процессы.

В то же время мы просматриваем и оцениваем много различных решений в рамках нашего инкубатора стартапов. К нам обращаются много компаний, которые предлагают интересные решения для ритейла.

— Знаю, что в июне этого года на площадке «Дикси» Академии» был открыт бизнес-акселератор, к участию в котором приглашаются предприниматели, разработчики программного обеспечения и технологий в области ретейла. Какие результаты показала работа акселератора?

— С середины июня по конец августа мы получили более 80 заявок. Мы не ожидали, что поток будет настолько большим. К сожалению, среди заявок 30% оказались готовыми решениями (в сфере распознавания лиц, предиктивной аналитики), а не стартапами. Суть инкубатора в другом: если у стартапа есть хорошая идея, но она по каким-то причинам не развивается, мы можем ее культивировать и довести до промышленного производства. Есть около 10 проектов, с которыми мы начали сотрудничать.

— Чему посвящены 10 проектов?

— Все — ритейлу. Они направлены на развитие цифровых технологий, схем лояльности, мобильных приложений, e-commerce площадок, решений для работы с поставщиками, тендерных платформ. Есть интересные решения, которые связаны с технологиями «умного» магазина, но их мало.

Каждый ритейлер решает для себя сам: выгодно это ему экономически или нет, идет он за имиджем или нет. Поэтому мы очень аккуратно к этому относимся, так как в первую очередь делаем простой и понятный бизнес для наших покупателей. Нам важно, чтобы покупателю было в магазине просто, понятно и недорого. Любая технология, безусловно, в любом случае, влечет небольшое удорожание бизнес-процесса. Мы хотим, чтобы в наших магазинах было дешево, качественно, вкусно, быстро. И нам нужны такие технологии, которые все эти качества помогут развивать.

— В конце августа ГК «Дикси» начала сотрудничать с Московской школой управления «Сколково» (МШУ «Сколково») по поиску ИТ-стартапов в сфере розничной торговли, электронной коммерции и обслуживания этих направлений.

— Это совместный проект по поиску стартапов. Теперь не только мы будем вести этот поиск, но и люди, которые работают в Сколково. Это позволит расширить охват проектов, которые нам потенциально могут быть интересны. Если стартапы по каким-то причинам к нам не пришли, например, не знают о нашем инкубаторе, то теперь они узнают о нас от Сколково. Специалисты помогут нам в поиске инновационных идей, которые мы хотим применять. Мы хотим стать компанией, которая вбирает в себя каждый день самое лучшее. Наши партнеры из Сколково помогут нам найти самое лучшее на рынке, быстро внедрить и довести до промышленной эксплуатации.

— На Ваш взгляд, каких технологий сегодня не хватает отрасли ритейла и компании «Дикси» в особенности?

— У нас у всех перед глазами пример изысканий Amazon и «умных» магазинов, которые американцы и европейцы открывают у себя. Мы видим и обсуждаем этот опыт. Безусловно, даже в Америке еще очень далеко до промышленного использования таких технологий, когда покупатель заходил бы в магазин, где нет касс, авторизовывался по своему смартфону, где над каждой полкой висела «умная» камера, которая понимает, что покупатель положил в корзину, что из нее вынул, с каким товаром вышел из магазина. Безусловно, общемировой тренд ведет к тому, что рано или поздно кассиров в магазинах не будет. Оффлайн-магазин должен быть очень простой, чтобы покупатель не тратил время на очереди, чтобы мы помогали ему как выбрать товар так и предоставить понятный и дешевый сервис. Думаю, что через 3-5 лет и у нас, возможно, появятся такие магазины.

Елизавета Титаренко, ComNews

Читайте больше новостей в Телеграм-канале @RusConsumer


#Big Data#machine learning#Дикси#Технологии

Previous Post

Next Post

Добавить комментарий

Your email address will not be published / Required fields are marked *

Яндекс.Метрика
Top