RC

Новости рынка розничной торговли

«Перекресток» и «Карусель»

Бывший экономист мэрии Казани изменил «Перекрестку» с «Верным»

25.10.2017 admin 0 Comments

На фоне ухода Х5 Retail Group от «зеленого» формата, участники рынка обсуждают возможную продажу «Карусели» и «Перекрестка».

Фото: Роман Хасаев

Около месяца в среде ретейлеров активно обсуждают информацию о продаже Х5 Retail Group двух ее сетей «Перекресток» и «Карусель». В самой Х5 Retail Group категорически опровергают сообщения о продаже магазинов. Между тем эксперты рассуждают о причинах, которые могли побудить компанию к принятию такого решения.

«Не соответствовал нормам рентабельности»

В июле в Казани прекратил свою деятельность по-своему знаковый «Перекресток» на Ямашева, 76. Два года назад магазин открывали как один из первых в новой концепции «Переходи на лучшее» не только в городе, но и в стране. Тогда Х5 Retail Group запустила ребрендинг сети в России с целью повысить узнаваемость, лояльность и информированность покупателей, и данный супермаркет оказался в первой обновленной пятерке.

Помещение магазина, казалось бы, может похвастать выгодным месторасположением — пересечение двух оживленных улиц, вокруг большой жилой микрорайон. Но, как сообщили в компании, супермаркет оказался нерентабельным:

— Закрыть магазин на Ямашева, 76 решено в связи с тем, что его финансовые результаты не соответствовали целевым нормам рентабельности. Помещение находилось в аренде, — сообщил начальник управления по связям с общественностью Х5 Retail Group Олег Полетаев.

При этом в компании подчеркнули, что Татарстан важный и успешный регион для сети «Перекресток». В настоящий момент она представлена 13 супермаркетами, 8 из которых находятся в Казани. Кроме того, до конца этого года в столице РТ планируют открыть еще один супермаркет.

Два года назад магазин открывали как один из первых в новой концепции «Переходи на лучшее» не только в городе, но и в стране. Фото Романа Хасаева

«Свято место» занял «Верный»

Интересна история и самого помещения, которое арендовал «Перекресток». По выписке из Росреестра, помещение в 1 605 кв. м в собственности у ООО «Автолюкс» с июля 2010 года. Руководитель фирмы небезызвестный казанцам бывший первый замминистра спорта РТ Азат Рафикович Шарапов, который до этого был главным экономистом исполкома Казани. Учредителем ООО указана Венера Николаевна Шарапова. Экс-замминистра руководит еще двумя компаниями АО «Промоборудование» (учредитель МЗИО РТ) и ООО «Сансити», собственником которой указано физлицо Аниса Тимерхановна Финотова.

До Шарапова помещением на Ямашева, 76 владели и управляли МУП «Снабсбытсервис» (с 2002 г. по май 2010 г.) и ООО «Техснаб» (с мая 2010 г. по июль 2010 г.). На сегодня обе организации ликвидированы. До «Перекрестка» эту площадь занимали автосалоны Skoda («РРТ-Авто») и Nissan («РРТ-Казань»), которые переехали в собственное здание на ул. Чуйкова. Супермаркет делил первый этаж с рестораном «Траттория», который остается в помещении и по сей день. Кстати, совладелец (60%) сети ресторанов однофамилец Шарапова — Айрат Гафиуллович Шарапов.

В конце прошлой недели на «Авито» появилось сообщение о сдаче площадей на Ямашева, 76 в аренду. Разместил объявление «Автолюкс». Однако от общей площади в 1 600 «квадратов» незанятыми остались лишь небольшие помещения в 200 и 170 кв. м. Как сообщили по указанному телефону, площадь побольше, около 500 кв. м, уже сняли под дискаунтер «Верный». Судя по арендной ставке 1200 руб. за кв. м, компания будет снимать помещение почти за 600 тыс. руб. в месяц.

В самом «Верном» информацию о скором открытии магазина по этому адресу подтвердили, а заодно рассказали о масштабных планах по развитию сети.

Руководитель ООО «Автолюкс» — небезызвестный казанцам бывший первый замминистра спорта РТ Азат Рафикович Шарапов, который до этого был главным экономистом исполкома Казани

«Андрей Владимирович молодец — забирает то, что плохо лежит»

Как рассказал начальник управления развития Приволжского филиала сети «Верный» Игорь Беренбаум компания начала активное развитие в Татарстане. В плане на следующий год открыть 15—20 магазинов в Казани, а до конца этого — еще пять. Для сравнения, у компании сегодня всего 17 дискаунтеров в Татарстане. И активное наступление на рынок она начала после года затишья.

— На данный момент мы открыли магазин в Усадах, скоро откроется на Ноксинском спуске и на Ямашева, 76. Еще два должны появиться до конца года, пока не скажу где. Страна из кризиса постепенно выходит, и, как у всех федеральных сетей, у нас есть планы на развитие, — отметил Игорь Беренбаум.

Что касается ухода «Перекрестка», эксперт считает, что компания ошиблась с выбором места.

— «Перекресток» сегмент дорогой, рассчитан на более состоятельного покупателя, а они в таких местах открываются, где этих покупателей немного. Соответственно, товарооборот, который они ждут, они не получают. Магазины минусят, очень большие убытки, и они вынуждены их закрывать, — отметил Игорь Беренбаум.

Сказались и последствия кризиса, сейчас в ходу дискаунтеры у дома. Кроме того, «Перекресток» в этом месте подвела большая торговая площадь — 800 кв. м, которая себя не оправдывала: «Специфика еще такая, там в основном старые дома, не сказать, что люди состоятельные живут». Еще один нюанс — не очень удачная парковка для большого супермаркета.

— И вы не забывайте, что глава развития «Верного» раньше был главой развития «Пятерочки» и всего Х5. Поэтому, при всем уважении, Андрей Владимирович молодец — он просто забирает то, что плохо лежит. Магазин сам по себе неплохой, в ряду «Пятерочек» и «Магнитов» не хуже, — считает Михаил Рогожин, директор отдела региональных торговых помещений CBRE.

Первые магазины «Верный» в Казани открылись в 2014 г. Тогда сеть насчитывала по стране 293 дискаунтера в Москве, Петербурге, Екатеринбурге, Владимире, Великом Новгороде и других городах центральной России. Основал сеть Андрей Рогачев, бывший акционер X5 Retail Group, а управляет форматом Олег Высоцкий, бывший гендиректор «Пятерочки». Уже тогда компания заявляла о планах строительства сети из 400 магазинов в течение трех лет.

Сеть «Верный» основал Андрей Рогачев, бывший акционер X5 Retail Group.

«Перекресток» и «Карусель» продадут?

Ряд брокеров, в частности, сообщили о сворачивании формата «Зеленых Перекрестков». В Х5 Retail Group заявили, концепция бренда «Перекрёсток» утверждена более 2 лет назад, она не предполагает разделения на «синие» и «зелёные», и уже более 60% магазинов сети работают в новой концепции.

— Сам «Перекресток» сейчас активно продается. Знаю, что его продают уже месяц где-то. Этот формат у них особо не пошел. Я так понимаю, у них все сейчас будет сконцентрировано на «Пятерочке», потому что максимальная прибыль у них идет по магазинам у дома. Думаю, что «Перекресток» с «Каруселью» одним пакетом продадут, — говорит старший партнер Profit Group Тимур Губайдуллин.

По мнению эксперта, оба формата не выдержали конкуренции с «Ашаном», «Лентой», Metro Cash and Carry, за которые покупатель чаще голосует рублем, делая большие покупки оптом. О продаже «Перекрестка» с «Каруселью» наслышаны и в CBRЕ, правда, подробностей сделки пока нет.

— Примерно та же информация и у меня. Никто ничего не знает, но слухи о продаже «Перекрестка» и «Карусели» ходят. Может и получится что-то из этого. Х5 Retail Group слишком большая компания. Она из-за этого слишком неповоротливая и многоформатная. На мой взгляд, уменьшение форматности — это здорово для них потому, что будет понятно, что от них ждать. Вот есть «Магнит» — это только «Магнит», просто разных размеров. Если у Х5 останется одна «Пятерочка», просто она будет «Пятерочкой» получше, попроще, посдисконтней, им с этим будет проще. Потому что не нужно каждый раз решать, что открывать: то ли «Пятерочку», то ли «Перекресток», а если «Перекресток», то зеленый или обычный, — считает Михаил Рогожин, директор отдела региональных торговых помещений CBRE.

В самой Х5 Retail Group эту информацию, правда, категорически опровергают: «Мы не будем комментировать запросы в формате: продаете ли вы сеть «Перекресток», — возмутился начальник управления по связям с общественностью Х5 Retail Group Олег Полетаев.

Если у Х5 останется одна «Пятерочка», просто она будет «Пятерочкой» получше, попроще, посдисконтней, отмечает эксперт

Впрочем, «Реальному времени» на условиях анонимности продажу форматов «Перекресток» и «Карусель» подтвердил официальный источник в компании, близкой к проведению сделки. Что касается ее стоимости, эксперты считают, что оценить ее крайне сложно.

— Насколько нам известно продаваться будут не все активы, а часть активов «Карусели», которые еще только будут определены руководством компании. Проекты очень диверсифицированы от 500 кв. м до 10 000 кв. м. Поэтому неправильно на данном этапе давать оценку, — сообщили в CBRE.

«Продажа даст рынку понимание, чего от них ждать»

«Реальное время» расспросило экспертов на тему возможной сделки Х5 Retail Group. Многие считают, что компания только выиграет, уходя от многоформатности.

Михаил Рогожин
  • Михаил Рогожин, директор отдела региональных торговых помещений CBRE

В Москве в «Метрополисе» бывшая «Карусель» стала «Перекрестком» — это раздутый огромный «Перекресток», он красивый, но не типичный для них. Поэтому не знаю, мне кажется, решение о продаже этих форматов просто к упорядочению приведет и даст рынку понимание, что от них ждать и где. Потому что до сих пор было непонятно, почему они открывают именно этот формат, а не тот. Где гипермаркет — все ясно, с остальными, например, когда «Пятерочка» или «Перекресток» сменяют друг друга — не знаю. Может, это и к худшему. Когда понимаешь, чего ждать от компании, наверное, не ждешь от нее чудес, которые заведомо не случатся.

Что касается формата «Зеленый Перекресток», он не прижился по разным причинам. Он был ориентирован на более высокое качество, и цены были чуть выше, как они его позиционировали. А у людей последние три-четыре года просто денег стало меньше. Поэтому здесь народ просто голосует рублем и все. Да, красиво и здорово, но дороже. Раз дороже, значит мы не пойдем.

Дина Постоленко
  • Дина Постоленко, исполнительный директор департамента торговой недвижимости Colliers International в Москве

Несмотря на закрытие некоторых продуктовых сетей, рынок ретейла продолжит развиваться. Новыми игроками рынка станут оригинальные гастрономические бутики, которые осуществляют скорее точечное развитие, открывая одну или две точки в год. Они сделают предложение в сегменте ретейл более разнообразным. Также в этом сегменте можно выделить тенденцию, что гипермаркеты стремятся расширить свою покупательскую аудиторию, поэтому они активно реализуют стратегии сотрудничества с другими брендами, которое предполагает предоставление им в аренду части торговой площади без уменьшения ассортиментных позиций в магазине.

Тимур Губайдуллин
  • Тимур Губайдуллин, старший партнер Profit Group

«Верный» активизировался, у них год была передышка. А сейчас я наблюдаю, многие точки открывают даже на небольших площадях от 100 кв. м. Не знаю, может привлекли какое-то финансирование и по новой программе пошли. У них даже год или полтора назад часть хороших менеджеров перешла обратно в «Пятерочку». Они вообще уже сворачивались, а сейчас они опять начали развиваться. Либо у них между собой какая-то договоренность, либо пришел инвестор. В своей экспансии «Верный» даже не задумывался о выгодности места, ловили все самое свободное по самым большим ценам. Если даже сравнивать с «Магнитом» и «Пятерочкой», у них всегда самая большая ставка с учетом того, что они будут ломать арендодателя: что-то не пошло, давайте-ка снизим. Но изначально они заходят по самым большим ставкам, по крайней мере заходили полгода назад. Видимо сейчас у «Верного» такая же у них политика.

Мурат Ахмеров
  • Мурат Ахмеров, директор АН «А-Девелопмент»

Я слышал, что у нас закрывается проект «Зеленый Перекресток», остается только «Пятерочка», просто «Перекресток» и «Карусель». Видимо, такой средний проект у них не пошел, решили оставить линейку только супер- и гипермаркетов.

По самому месту на Ямашева, 76 могу сказать, что это одна из топовых локаций, перекресток двух крупных магистралей: Ямашева и Амирхана. По уровню ставки можно просить не меньше тысячи рублей за «квадрат», потому что и витринная часть присутствует, и наличие парковки, и локальный трафик, и людской поток, который там проживает. Все это по десятибалльной шкале можно оценить на 10 баллов.

«Верный» год не развивался, развитие у них началось несколько месяцев назад. На Шаляпина открыли первый в этом году магазин и в планах у них усиливать свои позиции. Место хорошее, конечно, напротив «Бахетле», но оно другого формата, на бизнес+. А «Верный», «Пятерочка», «Магнит» — ниже уровнем, эконом. Тем более что Ямашева отсекает поток, люди же не будут переходить проспект. Поэтому для них это магазин шаговой доступности. Здесь огромное количество жилья. Поэтому разумно, что свято место пусто не бывает.

И «Магниты», и «Пятерочки» уже который год не сбавляют темпов. Активно развиваются, у них идет экспансия и в строящихся районах, и в существующих, а новый тренд у них — в центре открывать магазины на Карла Маркса, Жуковского. «Верный» тоже сейчас в активной фазе развития. Мы активно сотрудничаем со всеми тремя: «Магнит», «Пятерочка», «Верный». У всех троих сейчас идет активная экспансия на рынок. Понятно, что вечно это продолжаться не может. Но я думаю, что еще год они повоюют, а потом уже, наверное, будут открываться только в строящихся районах.

Василя Ширшова

Читайте больше новостей в Телеграм-канале @RusConsumer


#"X5 Retail Group"#Верный#Карусель#перекресток

Previous Post

Next Post

Добавить комментарий

Your email address will not be published / Required fields are marked *

Яндекс.Метрика
Top