Индекс «Среднего чека», как и другие индексы — потребительской активности (ИПА) и «Кофе с Молоком» (КсМ) — рассчитывается основе данных скан-панели домохозяйств Romir Scan Panel*. Информация о покупках, поступающая в режиме онлайн от 10 000 покупателей в городах с населением от 100 тысяч человек, позволяет видеть не только категории и объем товаров повседневного спроса, которые покупают россияне, но и отслеживать динамику затрат горожан в абсолютном (денежном) и процентном выражении.
В декабре ушедшего года средний чек в целом по стране составил 643 рубля, что на 9,5% больше, чем в ноябре или на 56 рублей в денежном выражении. Однако, не смотря на такой, казалось бы, приличный предновогодний рост, показатель среднего чека в декабре 2015 года не смог превзойти величину единовременных трат россиян в декабре 2014 года, когда средний чек равнялся 670 рублям. То есть в разрезе года средний чек похудел на 4%, что с учетом накопленной за период инфляции в 15,5% дает сокращение единовременных трат почти на 20%.
Карта 1. Показатель среднего чека по федеральным округам. В скобках указано изменение к предыдущему месяцу.

Источник: Romir Scan Panel, декабрь 2015
Рост среднего чека в декабре относительно ноября наблюдался во всех регионах. Скромнее всего увеличивали предновогодние траты жители Поволжья и Урала. В остальных же регионах рост чека составил 10% и более (см. Карту 1).
Однако по сравнению с декабрем 2014 года средний чек вырос только на Дальнем Востоке и в Сибири. В остальных же округах результаты конца 2015 года оказались более скромными, чем годом ранее (см. График 1).
График 1. Динамика среднего чека по федеральным округам, в рублях.

Источник: Romir Scan Panel, декабрь 2015
Подобную тенденцию поддержали и покупатели обеих столиц. Так, в декабре москвичи увеличили свои единовременные траты на 12,1% — с 753 руб. до 845 руб. В Питере же рост среднего чека в декабре относительно ноября составил 9,2% — с 756 руб. до 829 руб. Однако в разрезе года роста средних чеков ни в Москве, ни в Питере не получилось. По результатам декабря 2015 года московский чек похудел на -5,4% относительно декабря 2014 года. В северной столице за аналогичный период сокращение среднего чека было зафиксировано на отметке в -7,1%.
В других типах городов ситуация с изменениями среднего чека аналогична столичным. Так, в миллионниках чек в декабре относительно ноября прибавил +9,6%, в пятисотысячниках +10,8%, а в стотысячниках рост – 7,1%. Однако относительно декабря 2014 года чек немного, на 3,7%, подрос только в городах с населением от 500 тысяч до миллиона. В мегаполисах же он похудел за год на -4,5%, а в малых городах – вообще на -6,8%.
Если рассматривать состояние среднего чека в различных торговых каналах, то относительно ноября декабрь показал ощутимый прирост во всех форматах, особенно в гипермаркетах (+16,2%). В супермаркетах и магазинах традиционной торговли средний чек в декабре вырос почти на 13%. Только в дискаунтерах рост чека оказался чуть скромнее и составил +7,7%. Однако по сравнению с декабрем 2014 года средний чек в гипермаркетах и супермаркетах показал падение на 7-8%. А в дискаунтерах, наоборот, был зафиксирован рост на 5%.
Вообще стоит отметить, что средний чек достаточно стабилен в гипермаркетах и супермаркетах в течение всего года. Всплески наблюдаются только в декабре. В ушедшем году средний чек в этих крупных форматах вел себя канонически. А тот факт, что декабрьские значения 2015 года не перекрыли показатели года предыдущего говорит только об экономии, которой упорно следовали россияне на протяжении всего прошлого года.
Дискаунтеры же в прошедшем году получили новый виток развития. Покупатели явно отдавали предпочтение этому формату магазинов, активно используя ценовые и продуктовые промо магазинов у дома. Поэтому и чек в дискаунтерах активно менялся в течение года, чтобы достигнуть максимального значения в декабре.
* Исследовательская скан-панель домохозяйств Romir Scan Panel основана на данных потребления 10000 россиян, 4000 домохозяйств в 56 городах с населением более 10 тысяч человек, репрезентирующих покупательское и потребительское поведение жителей городов России. Участники панели сканируют штрих-коды всех купленных товаров, приносимых домой. Данные сканирования в он-лайн режиме поступают в базу данных скан-панели.
romir.ru