«Дикси» будет развивать гипермаркеты
04.12.2014 admin 0 Comments
ГК «Дикси», последние шесть лет делавшая ставку преимущественно на магазины «у дома» и супермаркеты, задумалась об усилении крупного формата. Как рассказал в интервью «Retailer magazine. Владельцам и топ-менеджерам» президент группы компаний Илья Якубсон, в 2015 г. ритейлер намерен уделять больше внимания развитию дивизиона «Мегамарт», который на данный момент насчитывает 34 магазина (22 в формате «компактный гипермаркет» и 12 магазинов «у дома» на территории Свердловской, Тюменской и Челябинской областей). Сколько именно будет открыто точек и в каких регионах, топ-менеджер не уточнил.
По итогам трех кварталов 2014 г. выручка дивизиона «Мегамарт» составила 4,05 млрд руб., или 7% от общей выручки ГК «Дикси».
По финансовым причинам
Первые магазины «Мегамарт» были запущены компанией «Юнилэнд — Екатеринбург» в 1996−1997 гг. Сначала они работали в формате cash&carry, но в 2002 г., после приобретения компании фондом Eagle Fund, начали позиционироваться как компактные гипермаркеты. В 2006 г. розничное направление «Юнилэнда», включающее сети «Мегамарт» и «Дикси», было выделено в отдельную структуру — ГК «Дикси». В 2008 г. ГК «Дикси» перешла под управление группы «Меркурий», которая приобрела 50,96% акций компании. К середине 2010 г. в составе дивизиона «Мегамарт» было 15 одноименных компактных гипермаркетов. За четыре следующих года было открыто еще семь магазинов.
По словам Ильи Якубсона, в последние годы «Дикси» практически не занималась развитием формата «гипермаркет» из-за более длинного срока окупаемости таких объектов. «Строительство гипермаркета с учетом оформления земельного участка занимает порядка полутора-двух лет. В основе же нашей стратегии — быстрый органический рост, образование мощного денежного потока. И то, и другое эффективнее других форматов обеспечивает магазин «у дома», — подчеркнул топ-менеджер.
Для сравнения, по данным сети «Магнит», срок окупаемости гипермаркета составляет 6−9 лет, тогда как магазина «у дома» — всего три года. При этом инвестиции в 1 кв. м общей площади для объекта в собственности составляют $1,1−2,8 тыс. для магазина «у дома» и $1,7−2,9 тыс. — для гипермаркета. Открытие объекта на арендуемой площади обойдется в $250−500 и $700−900 за 1 кв. м соответственно.
Сейчас, подчеркивает Илья Якубсон, ГК «Дикси» генерирует денежный поток, достаточный для удовлетворения потребностей и дивизиона «Дикси», и дивизиона «Мегамарт». Так, по итогам девяти месяцев 2014 г., чистый денежный поток от операционной деятельности составил 5,8 млрд руб., что на 60,1% больше, чем за аналогичный период 2013 г.
По мнению старшего аналитика «Райффайзенбанка» Натальи Колупаевой, еще одним фактором, заставившим ритейлера отложить на время активное развитие крупного формата, была покупка сети «Виктория» в 2011 г. «На момент сделки гипермаркеты «Дикси» генерировали менее 10% выручки и не являлись приоритетом развития, в то время как ритейлер занимался самым масштабным в своей истории проектом по интеграции, а также ребрендингом и корпоративными преобразованиями», — считает эксперт.
Играть по-крупному
Крупнейшей по количеству объектов сетью в крупном формате сегодня является «Магнит» (181 гипермаркет и 76 магазинов «Магнит Семейный»). На втором месте — «Лента», чья сеть насчитывает 91 гипермаркет. На третьем — «Ашан» с 84 магазинами, причем 55 из них — это классические гипермаркеты, 23 — гипермаркеты формата «Ашан Сити» и шесть гипермаркетов «Наша Радуга». В пятерку крупнейших сетей гипермаркетов также входят «Карусель» (81 объект) и «Метро Кэш энд Керри» (72 объекта).
Среди трех крупнейших публичных компаний, развивающих сети гипермаркетов, самым эффективным с точки зрения выручки с кв. м является компактный формат «Магнит Семейный» (торговая площадь — 1,1 тыс. кв. м) — 27,5 тыс. руб. в месяц. Самый высокий средний чек у «Ленты» — 1 091 руб. (при средней торговой площади объекта 6,3 тыс. кв. м). Самый широкий ассортимент — у «Карусели»: до 25 тыс. SKU (при средней торговой площади 4,4 тыс. кв. м, см. таблицу).
Для сравнения, сеть «Мегамарт» насчитывает сегодня 22 компактных гипермаркета. Средняя площадь объекта — 2,4 тыс. кв. м. Ассортимент — 20,5 тыс. SKU. Средний чек по итогам девяти месяцев 2014 г. составил 642,2 руб., увеличившись на 6% по сравнению с аналогичным периодом 2013 г.
В долгосрочной перспективе формат «гипермаркет» остается привлекательным, подчеркивает Наталья Колупаева, а вот в условиях ухудшения покупательной способности населения — более уязвимым из-за длительного периода окупаемости. «В этом смысле компактный гипермаркет, каким является «Мегамарт», имеет свои преимущества перед большими площадками. Впрочем, для освоения новых регионов и успешной конкуренции с другими игроками-лидерами сегмента сети может потребоваться обновление концепции и уточнение позиционирования», — отмечает эксперт.
Источник: www.retailer.ru