«Коммерсант» проанализировал влияние продсанкций
29.09.2014 admin 0 Comments
Крупные торговые сети, включая X5 Retail Group, «О’кей», «Дикси» и «Лента», подсчитали, что в структуре их оборота за прошлый год на долю импортных продуктов пришлось в среднем 4-8%, максимум 10%. Ритейлеры не берутся прогнозировать, как эмбарго отразится на этих показателях по итогам текущего года. Между тем переработчики мяса, молока и рыбы уже фиксируют убытки, хотя стоимость их продукции растет.
В пятницу Минэкономики пересмотрело прогноз по изменению цен на продукты питания по итогам 2014 года. Если до этого предполагалось, что рост составит 7,2-7,4%, то сейчас чиновники пессимистичны: продуктовая инфляция может достичь 12-13%. Очевидно, что прогноз поменялся с учетом возможных последствий от эмбарго, введенного летом в отношении продукции из США, ЕС, Норвегии и Австралии. Мониторинг, проводимый Минэкономики, показал, что в августе на 1,4% подорожали продукты, попавшие под запрет, в то время как цены на другие товары выросли всего на 0,2%.
«Сейчас цены колеблются примерно так же, как и в прошлом году, за исключением некоторых товаров»,— говорит замминистра промышленности и торговли Виктор Евтухов. Но цены будут расти в силу объективных причин, считает президент группы «Дикси» Илья Якубсон: «Если сырье подорожало, переработчик вынужден поднять цену». «Коммерсант» решил проверить, в каких сегментах рост может оказаться существенным.
Для ритейлеров запрет на европейскую рыбу стал одним из самых болезненных. Поставщики уведомляют торговые сети о повышении цен на 5-20%, в некоторых случаях рост достигает 120%. Что же касается молочного рынка, то санкции не создали для отрасли новых проблем, а скорее усугубили старые. Как говорит глава национального союза производителей молока «Союзмолоко» Андрей Даниленко, дефицит сырого молока, наблюдающийся в последние годы, продолжает расти, что неизбежно оказывает давление на цены на конечную продукцию. Введенный запрет на ввоз этой продукции и сырья с Запада также создает дополнительную нагрузку на стоимость. Объем импорта из-за санкций не сократился, уверен Даниленко: «Все, что шло в Россию, продолжает идти, но, по более высокой цене. В том числе и в качестве реэкспорта через Белоруссию». Он прогнозирует, что дальнейшее повышение цен приведет к сокращению роста потребления. В этом случае, продолжает Андрей Даниленко, производители будут вынуждены снижать цены, что приведет к падению рентабельности производства. В итоге это приведет к сокращению предложения, и цены снова вырастут, что опять вызовет турбулентность в отрасли. Производители молока считают, что изменить ситуацию поможет господдержка в размере около 600 млрд руб. до 2020 года либо высокая цена на молоко — не ниже 35 руб. за литр. При этом в «Союзмолоке» не исключают, что государство будет устанавливать ценовой коридор, который бы устроил и производителей, и переработчиков.
Несмотря на заверения федеральных властей, что санкции в отношении продукции из ЕС и США едва ли негативно отразятся на потребителях, в Москве и регионах начали расти оптовые цены на некоторые товары. Так, в столице свинина для мясоперерабатывающих комбинатов подорожала на 6%. Но ощутимо цены изменились в Приморье, где некоторые виды рыбы подорожали на 40%
Оптовые цены на мясо тоже нестабильны. Поставщики свинины пытаются поднять стоимость поставок на 10%, рассказывает Владимир Русанов из Х5. «Сейчас производителю выгоднее продавать сырье на мясокомбинаты, чем торговым сетям, поэтому мы будем вынуждены согласиться на повышение»,— говорит он. Запрет на ввоз свинины из ЕС введен еще в начале года. Как следствие, переработчики стали переключаться на курицу. Когда запасы замороженной курицы закончились, российские и белорусские поставщики начали планомерно повышать отпускные цены, отмечает Русанов. Вице-президент «Мираторга» Александр Никитин отмечает, что маржа компании по импорту свинины после введения эмбарго стала отрицательной. Рост стоимости импортного сырья в холдинге связывают с падением курса рубля и монополизацией рынка поставок мяса в Россию странами Южной Америки, прежде всего Бразилией, которая существенно подняла цены. Стоимость российского мяса также выросла, что обусловлено ростом себестоимости и сокращением предложения.
После введения эмбарго также заметно сократились возможности по импорту несезонных овощей. Так, в Россию сейчас невозможно импортировать 357 тыс. тонн овощей в год, в то время как до санкций ежегодно завозилось примерно 829 тыс. тонн. Не пострадает только импорт из Турции (на ее долю приходится 39% томатов, завозимых Россией), Китая (10%) и Марокко (8%).
Председатель наблюдательного совета «Белой дачи» Виктор Семенов говорит, что до середины ноября компания будет получать салаты из центральной и южной России. Затем салат айсберг, который составляет почти 90% от всего объема продаж «Белой дачи», планируется поставлять из Турции и Египта. Также рассматривается возможность импорта из Туниса, Марокко, Израиля и Мексики. При этом цены на салаты существенно не должны увеличиться, прогнозирует Семенов.
Для ритейлеров замещение овощей и фруктов, попавших под запрет, оказалось наименее болезненным. «Товары первой необходимости, такие как картофель, лук, морковь, капуста, свекла, сезонные яблоки, бананы, цитрусовые, бахчевые, никак не пострадали»,— сообщил Владимир Русанов. Екатерина Куманина признается, что вопреки опасениям «Дикси» уже заменила большую часть запрещенных фруктов. На полках сети уже появились персики и виноград из Турции и Македонии, болгарский перец из Сербии. Ритейлер увеличил покупки фруктов из Краснодарского и Ставропольского краев. Замещать поставки экзотических фруктов «Дикси» намерена за счет перераспределения заказов в страны Азии, Латинской Америки, Африки. При этом президент «Дикси» Илья Якубсон признался, что в результате перехода к новым поставщикам качество товаров снижается. «Не зря же мы раньше закупали продукты в Европе»,— резюмирует он.
Источник: www.foodmonitor.ru