В среднем Fort Group зафиксировала уменьшение трафика в своих торговых центрах, говорит ее представитель. В крупных ТРК, которые рассчитаны на более широкий географический охват, сильных изменений не было, а в средних и небольших снижение заметно, добавляет он. «Адамант» заметил незначительное снижение посещаемости в своих ТРК, рассказывает представитель холдинга Алена Мариничева. А в ТРК«Питерлэнд», открывшемся в июне 2012 г., потребительский поток этим летом вырос, компания активно занималась его продвижением, говорит гендиректор ЗАО «Стремберг» (управляет комплексом) Алексей Рыжков.
Снижение посещаемости ТРЦ, сопоставимое с данными Watcom, заметили в «Спортмастере» и кофейнях Coffeeshop Company, сообщили их представители. Директор департамента недвижимости ГК «Спортмастер» Николай Юськив считает главной причиной колебание курса рубля. Снижение посещаемости вызвано спадом интереса к кафе и ресторанам, которые утратили часть привлекательности после запрета курения, цитирует пресс-служба замдиректора по операционной деятельности сети Coffeeshop Company Алексея Федорова. На рынке наблюдается снижение потребительского потока, однако анализ финпоказателей показывает, что количество посетителей в магазинах брендов ОАО «Мэлон фэшн групп» осталось на уровне аналогичного периода прошлого года, говорит представитель компании Анна Беззубова. Покупательские предпочтения, по ее словам, постепенно перемещаются в сторону нижнего ценового сегмента класса mass market. Статистика Watcom в целом отражает общую тенденцию постепенного спада на рынке ритейла, который наблюдается в этом году, говорит представитель Fort Group. Покупательская активность в стране снижается, рост реальных доходов населения замедлился, доля спонтанных покупок сократилась, говорит Мариничева. Люди перераспределяют средства, оптимизируют расходы, рассуждает представитель Fort Group. Также падение уровня посещаемости в летние месяцы традиционно связано с сезоном отпусков, добавляет Мариничева.
За последние два месяца ставки в качественных торговых комплексах не менялись (см. врез), но часть арендодателей предлагали скидки в 10-15% на несколько месяцев или отказывались от индексации ставок, говорит региональный директор по торговой недвижимости Colliers Анна Никандрова. По данным Colliers International, к июню объем рынка качественных торговых центров сохранился на уровне конца 2013 г. и составил 2,5 млн кв. м, до конца года он увеличится на 6% до 2,67 млн кв. м.
Ритейлер может повлиять на трафик дополнительными скидками и промомероприятиями, посетители чувствительны к цене, рассуждает Юськив. «Адамант» для привлечения посетителей проводит маркетинговые акции, говорит Мариничева. По ее прогнозу, посещаемость ТРК к концу сентября стабилизируется, люди вернутся из отпусков, появится необходимость в сезонном обновлении гардероба. Но экономическая ситуация в стране не предполагает существенного роста покупательской активности до конца года, добавляет она.
В Европе интерес курящих гостей к кафе и ресторанам возобновился только через два года после введения запрета, значит, операторам придется найти дополнительные источники привлекательности для посетителей ТЦ, рассуждает Федоров. Оборот розничной торговли за семь месяцев в сопоставимых ценах снизился на 0,2% до 548 млрд руб. по сравнению с тем же периодом в 2013 г.
Источник: www.vedomosti.ru