X5 Retail Group задумалась о продаже сетей по отдельности
19.12.2013 admin 0 Comments
Этой осенью X5 Retail Group разослала крупным участникам рынка оферту на приобретение двух своих сетей — «Карусели» и «Перекрестка». На предложение откликнулись два игрока: «Магнит» и «Ашан».
Первый собирается приобрести супермаркеты «Перекресток», второй — гипермаркеты «Карусель». Об этом Retailer.RU рассказали сразу несколько участников рынка. О сделке может быть объявлено уже в январе-феврале 2014 г. От комментариев компании отказались.
«Карусель» и «Перекресток» — наиболее проблемные направления бизнеса группы. Так, по итогам прошлого года выручка гипермаркетов «Карусель» упала на 7, 7% (в руб.); сопоставимые продажи, трафик и средний чек также показали отрицательную динамику: ?9, 9; ?5, 6 и ?4, 3% соответственно. Чуть лучше были показатели у сети супермаркетов «Перекресток»: выручка увеличилась на 5, 7%. При падении LFL (?1, 3%) и трафика сопоставимых магазинов (?4, 4%) средний чек по ним вырос на 3, 1%. По итогам девяти месяцев текущего года гипермаркеты «Карусель» оказались в зоне роста (+3, 6%), темп роста выручки «Перекрестков» чуть замедлился — до 4, 7% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.
«X5 Retail Group вполне логично задумалась о продаже сетей по отдельности, — рассуждает директор по развитию «Спар Ритейл» Виталий Дружинин. — В качестве потенциальных покупателей не раз рассматривались зарубежные сети. И сделка могла состояться, если бы российская сторона не просила слишком высокую цену «Карусели», «Перекрестки», «Пятерочки» имеют строгую иерархию и фактически работают отдельно друг от друга. Если компания и будет продавать активы, то, скорее всего, действительно по отдельности, по форматам».
Речь — об удвоении
Став владельцем «Каруселей», «Ашан» удвоит количество торговых объектов в России (сейчас у ритейлера 53 гипермаркета «Ашан», 18 «Ашан Сити» и четыре «Наших Радуги») и выйдет на новые для себя рынки: Белгорода, Волжского, Дзержинска, Кирова, Миасса, Набережных Челнов, Новомосковска, Оренбурга, Смоленска, Сочи, Старого Оскола, Сызрани и Чебоксар. А «Магнит» укрепится в столице и ее окрестностях: по состоянию на 30 ноября 2013 г. в Москве у ритейлера работали 96 магазинов (93 в формате «у дома», один «Магнит Семейный» и два магазина косметики), в Московской области — 194 (187 магазинов в формате «у дома», три гипермаркета и четыре магазина косметики).
«Без официальных подтверждений сообщения о продаже «Каруселей» и «Перекрестков» выглядят не очень реалистично. И целесообразность такого шага для X5 не очевидна, — говорит аналитик УК «Финам Менеджмент» Максим Клягин. — Но, если предположить возможность подобной сделки, то, безусловно, такое развитие событий могло бы способствовать быстрому и весьма значительному усилению позиций «Магнита» в столичном регионе. По примерным оценкам, речь может идти более чем о двукратном увеличении рыночной доли». В перспективе это может повлиять и на общий финансовый результат компании: столичные магазины работают с большей рентабельностью, чем региональные, добавляет аналитик.
Цена вопроса
В сделку войдут все объекты, выставленные на продажу, полагают участники рынка (на конец третьего квартала 2013 г. — 382 супермаркета «Перекресток» и 78 гипермаркетов «Карусель»). «При стоимости недвижимости в 30?40 тыс. руб. за кв. м и доле помещений в собственности для супермаркетов — 30% и гипермаркетов — 80%, только недвижимость может обойтись в 3, 5?4, 7 млрд руб. — покупателю «Перекрестков» и в 8, 6?11, 5 млрд руб. — покупателю «Каруселей». Плюс стоимость продажи прав аренды на другие объекты, — говорит аналитик «Инвесткафе» Игорь Арнаутов. — Стоимость же бизнеса по обоим направлениям можно оценить в $1, 45 млрд или порядка 47 млрд руб.»
Ни «Ашан», ни «Магнит» не захотят платить за операционный бизнес, полагает независимый эксперт по брендингу Александр Анфиногенов. «Зачем? — говорит он. — Каждый из покупателей ребрендирует объекты, переведет их в собственный формат и под собственную вывеску. С другой стороны, если переговоры идут, то могут обсуждаться оба варианта: как с учетом операционного бизнеса, так и без него».
Стоимость подобной сделки должна подразумевать значительную премию за масштаб и выгодные локации (а возможно, и за бренды), обращает внимание Максим Клягин. «Вряд ли «Магнит», традиционно избегающий необоснованных расходов на M&A, согласится на такие условия, — продолжает аналитик. — В целом уровень конкуренции на столичном рынке достаточно высокий, но возможности для органического роста, конечно, далеко не исчерпаны. К тому же стоит учитывать, что формально для ключевого формата ритейлера — одноименных дискаунетров — большинство объектов сети «Перекресток» не подходят. Хотя, с другой стороны, вполне можно допустить, что речь идет об интеграции этих магазинов в относительно новый для «Магнита» формат «Магнит Семейный» — определенно более подходящий для капиталоемкого столичного рынка».
Исчтоник: www.retailer.ru
Previous Post
Свердловские ритейлеры подвели итоги годаNext Post
Россию ждет исламизация пищи