О перспективах развития «детского» ритейла в России
27.05.2013 adminpost 0 Comments
Евгений Бутман, основатель группы компаний ECS (один из крупнейших дистрибьюторов продукции Apple в России) и сети магазинов re:Store, специализирующихся на продажах техники этой марки, а в настоящее время – председатель совета директоров компании IDEAS4RETAIL, представляет свой взгляд на основные тренды российской розничной торговли товарами для детей.
Бизнес, над развитием которого я сейчас работаю, – IDEAS4RETAIL. Это розничный оператор, специализирующийся на продвижении на российском рынке перспективных мировых брендов, так или иначе ассоциирующихся в глазах потребителей с понятием семейных ценностей. Другими словами, речь идет о ритейл-группе с элементами агрегатора брендов.
Поле деятельности для нее мы выбирали следующим образом. Привлекательными для инвестиций являются быстрорастущие рынки, не достигшие высокой консолидации. Что происходило с российским ритейлом в течение последних 20–25 лет (с момента старта рыночной экономики)? Продуктовый ритейл работает примерно так же, как на Западе, – в тех же форматах, масштабах, объемах и с такой же примерно организацией. Электронный ритейл – аналогично. Подобная ситуация и в сегменте DIY (Do it yourself – «Сделай сам» – товары для дома и хозяйства), здесь имеются в виду такие гипермаркеты, как Leroy Merlen.
Другие же сегменты так и остались в недоразвитом состоянии, например, рынок детских товаров. По различным оценкам, объем этого сегмента в 2012 году составлял 16–19 млрд долл. США, между тем самая крупная сеть данного профиля – «Детский мир» – контролирует только 5% этого объема, остальные и того меньше. Два года назад мы насчитали 61 сеть, объединяющую 850 магазинов, половина из которых расположена в Москве. К тому же обнаружили, что в детском ритейле действуют сети, созданные… самими мамами. Возникали они в том числе и потому, что мама-предприниматель, не найдя нужного товара для своего ребенка (по самым различным причинам, среди которых далеко не последнее место занимают такие факторы, как экологичность товара или хотя бы его безвредность для ребенка), решала сама открыть магазин. Открывала, и ей нравились результаты. Поэтому вслед за первым ее магазином появлялся второй, третий… Сегодня самые крупные сети такого плана насчитывают от 10 до 20 магазинов.
Среди тех, кто занимается бизнесом на рынке товаров для детей, много романтиков. Впрочем, не только там. Возникло даже расхожее представление (особенно оно свойственно молодежи): мол, мы собрались с друзьями, посмотрели фильм «Социальная сеть» о Марке Цукерберге, потом за полгода сделали фирму и продали ее за 100 млн…
Подобные суждения в моем понимании относятся к категории «самые вредные и опасные мифы». Да, кому-то может повезти. Однако любой человек, желающий заняться предпринимательством, должен пройти определенную школу. Не в смысле образования (хотя и оно не всегда мешает), а в смысле практической работы. По крайней мере, он должен набить руку и научиться не попадать в самые простые и примитивные, а от этого особенно опасные ловушки, существующие в российском бизнесе.
В каждой стране своя бизнес-среда. В России она благоприятна для крупных фирм и убийственна для маленьких. Поэтому маленькая компания может построить и вырастить бизнес только в том случае, если путь от маленькой до большой она пройдет быстро. Если же у ее руководителей нет опыта построения компании, управления ростом, преодоления кризисов, то она, скорее всего, не выживет.
Однако вернемся к детскому ритейлу. Я много думал, пытаясь понять, почему в этом секторе вообще нет брендов. Каждый из вас, не задумываясь, назовет десяток брендов, например, в электронике: Аpple, Samsung, Sony, Nokia, Dell и далее по списку. А в детском сегменте, несмотря на размер рынка и множество игроков, брендов практически нет, за исключением, например, Lego, Mattel, Disney, некоторых других. Число форматов в этом секторе ограничено: мало больших магазинов. Ценовое позиционирование сдвинуто вверх, довольно мало дискаунтеров (работает стереотип: дешевое – значит, плохого качества; и если родители видят, что товар в магазине стоит «две копейки», они опасаются его покупать). Но самое главное отличие – нет глобальных брендов и ритейлеров. Почему? А потому что нет такой целевой аудитории – «дети»!
Источник информации: retail-loyalty.org
Previous Post
«Эльдорадо» и «Юлмарт» не поделили слоган