Генеральный директор ГК «АТОЛ» о мобильных технологиях в ритейле
16.11.2012 admin 0 Comments
Алексей Макаров, генеральный директор ГК «АТОЛ», рассказал о том, когда российские ритейлеры начнут массово применять selfchekout и каким образом мобильные технологии помогают в работе продуктовому магазину «у дома» и одежному универмагу.
— В предыдущем интервью вы назвали мобильные технологии в числе решений, которые в ближайшее время получат широкое распространение на российском розничном рынке. Произошли какие-либо изменения в этом направлении?
— Мобильные решения в последние годы стремительно набирают обороты. Во всем мире наблюдается тенденция сокращения затрат на обслуживающий персонал: его работу выполняют либо роботизированные системы, либо покупатель. К примеру, авиакомпании предлагают самостоятельно регистрироваться на рейс и распечатывать посадочный талон. Следуя тренду, ГК «АТОЛ» запустила электронную систему для взаимодействия с партнерами. Теперь около 70% заказов поступают к нам напрямую, без участия сотрудников. В этой же системе партнеры могут посмотреть каталог, остатки товара на складе, платежи, историю заказов, сформировать новый заказ и проч.
Этому тренду — самостоятельности — следует и торговля. К примеру, IKEA или Metro Cash & Carry, чтобы сэкономить, предлагают посетителю самому выполнить максимальное количество операций. Покупатель может узнать больше о товаре на сайте ритейлера, выбрать его, используя технологию дополненной реальности, и совершить покупку, не прибегая к помощи персонала. Товар будет доставлен к его порогу. Учитывая ускорение темпов жизни современного потребителя и ухудшение транспортной ситуации, мне кажется, что особое развитие в ближайшее время получат технологии, связанные с логистикой и расчетами с клиентами за пределами торгового зала.
Одно из последних направлений, которое нам интересно, — это обеспечение мобильным решением курьеров логистических компаний, обслуживающих интернет-магазины. В интернет-ритейле в последнее время обострилась конкуренция, и, чтобы завоевать лояльность покупателя, курьер привозит ему несколько моделей, чтобы тот мог выбрать одну из них. Без мобильного терминала оператор не имеет возможности оформить покупку в момент доставки и вынужден заранее печатать чеки, а потом оформлять то, от чего отказался покупатель, как возврат. Есть другой вариант: портативная касса у курьера, однако она не имеет связи с учетной системой в режиме реального времени. И то, и другое не удобно с точки зрения ведения учета. А мобильный терминал дает возможность оформить покупку на месте. При этом данное решение должно работать не только с клиентскими заказами, но и с маршрутным листом, по которому курьер оформляет документы по приему товара от интернет-магазина. Также для контроля работы курьеров необходимо постоянно передавать информацию в ERP-систему логистической компании, где отслеживается состояние заказов. Работа с ERP, в зависимости от требований компании, может быть как в он-лайн режиме (передача через мобильный интернет) либо в oфф-лайн, когда курьеры в начале дня загружают себе информацию на терминал, а в конце — выгружают ее в ERP.
— Получит ли распространение использование в качестве мобильных терминалов смартфонов и коммуникаторов?
— Сейчас мы занимаемся разработкой приложения для платформ Android и iOs для общепита. Есть мнение, что применение смартфона в работе обслуживающего персонала в кафе или же в магазине затратно ввиду стоимости самого устройства. Но ведь можно использовать, к примеру, iPod touch — его функционала хватит для совершения операций; его стоимость невысока, а заряда батареи хватает на более длительное время, чем у смартфона.
Что касается специальных насадок, превращающих телефон в мобильный POS-терминал, то сейчас мы поставляем такие устройства производства Honeywell, но пока крупных проектов в этом направлении нет.
— Кто больше интересуется мобильными технологиями: food или nonfood операторы?
— В большей степени непродуктовая розница: FMCG-ритейлеры изначально устанавливают много касс, а в случае пиковой нагрузки просто увеличивают число кассиров. Fashion-ритейлеры в период сезонных всплесков продаж, используя мобильные терминалы, могут экономить на оборудовании рабочих мест. Представьте, покупатель набрал футболок, рубашек, шорт в большом универмаге, и, чтобы не стоять в очереди в кассу, он может «пробить» все покупки у «мобильного кассира», который перемещается по залу, и продолжить шопинг.
Мобильные терминалы также востребованы в формате DIY и БТиЭ, когда заказ «набирается» с помощью терминала, затем с помощью wi-fi передается на кассу, и кассиру остается только принять оплату и распечатать чек. Такое проекты, к примеру, реализованы в сетях обувных магазинов Carlo Pazolini, где установлено 40 терминалов сбора данных Opticon H15, Ecco и «Обувьком», где используется по 50 ТСД CASIO DT-X7, сети супермаркетов бытовой техники и электроники Domo, где работает более 150 ТСД CASIO, и на многих других крупных торговых предприятиях.
— Продуктовый ритейл тоже движется в сторону ускорения обслуживания, не забывая при этом «перекладывать» часть своей работы на покупателя. В последний год стало известно о внедрении системы selfchekout в гипермаркетах Globus, супермаркетах «Магнолия», в начале лета «АТОЛ» совместно компанией «Астор ВЦ» на базе оборудования Wincor Nixdorf запустил подобное решение в сети «Абсолют» в Улан-Удэ. Однако таких примеров пока единицы. Почему?
— Пока selfchekout довольно затратен для ритейлера: не только из-за стоимости решения или «железа», но и из-за дороговизны консалтинговых услуг, необходимых для расчета конфигурации системы. Нужна критическая масса: когда несколько крупных сетей инсталлируют selfchekout в своих магазинах и сверстают инвест-планы на ближайшие годы, то мы получим эффект снежного кома. Будет развиваться технология — будут снижаться цены.
— Есть ли у ГК «АТОЛ» другие проекты в этой области?
Пока таких крупных проектов немного: большинство ритейлеров довольно консервативны и больше сосредоточены на сделках слияний и поглощений, региональной экспансии, привлечении инвестиций, нежели на подобной оптимизации.
— Мобильные терминалы каких вендоров вы поставляете?
— Мы поставляем продукты четырех вендоров: Opticon, Pidion, Honeywell, CASIO. Среди недорогих устройств лидером продаж является Opticon. Специально для нас они сделали терминал Opticon Smart с русифицированной клавиатурой и usb-зарядкой. Последнее усовершенствование позволило существенно снизить стоимость устройства, на $50–200, — за счет отказа от зарядки-крэдла. Планируется, что при запуске в продажу это устройство будет иметь цену примерно на 20% ниже, чем у конкурентов.
— Какие еще новинки вы вывели на рынок в последнее время?
— Одна из таких новинок — система для начальной автоматизации розничной точки EasyBOX nova, продажи которой стартовали в начале сентября. Это полностью наша разработка — в плане как «железа», так и ПО, поэтому ее цена весьма привлекательна для покупателя. Система предназначена для небольших сетей и позволяет перейти от автономных касс к полноценному учету примерно по 10 000 наименованиям товаров. Кроме того, в августе мы начали поставку в розничные сети инфракрасных детекторов, определяющих подлинность купюр. Это новое слово на рынке ИК-детекторов, которое может стать поминальным для рынка ультрафиолетовых устройств.
— Откуда такая уверенность? И чем отличаются инфракрасные детекторы от ультрафиолетовых?
— Разница между ультафиолетовым и инфракрасным детекторами — как между паровозом на угле и высокоскоростным «Сапсаном». Все последние изменения по усилению степеней защиты банкнот видны только в инфракрасном излучении. Ультрафиолетовые детекторы, по сути, малоэффективны. Но до недавнего времени они стоили в 10 раз дешевле, чем инфракрасные (800 руб. против 8 000 руб. соответственно), поэтому некоторые ритейлеры продолжали их использовать. С развитием технологий цена на инфракрасные сканеры постепенно снизилась до 3 000 руб. Мы же придумали, как удешевить их еще больше, до 1 800 руб., — продавать их без экрана. Наша новинка — «АТОЛ-детектор» — размером меньше маркера, подключается к монитору POS-терминала или нетбука, которые есть на рабочем месте каждого кассира, через usb-провод и начинает работать при нажатии горячей клавиши.
И это не последняя новинка текущего года. К примеру, в четвертом квартале мы запустим в производство фискальный регистратор, который будет печатать чеки с любого мобильного устройства по bluetooth, а также выведем на рынок еще несколько новых продуктов. Чтобы отвечать запросам рынка и предлагать нашим клиентам лучшее качество по доступной цене, за последний год мы перестроили бизнес-процессы, вдвое увеличили штат разработчиков и перестроили принципы работы с партнерской сетью. Но об этом, пожалуй, в следующий раз.
Источник: www.retailer.ru