Аналитики, исследовав торговую недвижимость в Сочи, пришли к выводу, что из–за популярности города инвесторы активней начали вкладывать в проекты розничной торговли и развлекательной индустрии. Интерес к этим сферам увеличивается благодаря хорошему уровню жизни населения.
Таковы результаты анкетирования посетителей ТРЦ, которое провели специалисты ГК «Эксперт».
Основные клиенты торгово–развлекательных комплексов — это посетители в возрасте от 18 до 35 лет. Покупка продовольственных товаров остается самой популярной причиной поездки в ТРЦ. Вторым по популярности оказался ответ «покупка обуви, одежды и аксессуаров». Удивительно то, что меньше всего посетителей приезжают ради развлечений. С другой стороны, развлекательные комплексы в целом по городу только начинают развиваться и пока еще являются непривычным новшеством для его жителей.
«В целом рынок ТРЦ Сочи сейчас переживает свое становление. Возросшая в последнее время инвестиционная привлекательность города формирует спрос на строительство объектов данной категории», — считают в ГК «Эксперт».
По данным аналитиков, Сочи долгое время наращивал объемы за счет увеличения количества некачественных площадей. С 1962 г. по 2004 г. в городе работал только один торговый объект, который (с некоторыми оговорками) можно назвать качественным — это ЦУМ. В 2004 г. к нему прибавился небольшой ТЦ «Колизей» (1 800 м2).
Более современные комплексы появились в городе только в 2007 г., когда открылся ТРК «Новый век» (4300 м2.) и торгово–офисный центр «Пять колец» (1300 м2). В 2008г. в городе ввели в эксплуатацию еще два качественных объекта — «Московский ЦУМ» (3000 м2) и торгово–деловой центр «Александрия» (13,8 тыс.).
29 сентября этого года должен открыться один из крупнейших на курорте ТРЦ «МореМолл». Площадь застройки составляет 168 тыс. м2, из которых 80 тыс. м2 отведены под аренду торговых площадей. Средняя цена на торговую недвижимость в Сочи в августе 2012 г. — около 138 тыс. рублей за 1 м2.
Как отмечают аналитики, дефицит предложения на сочинском рынке существовал всегда, поэтому арендные ставки на торговые помещения были завышены, а заполняемость сохранялась на высоком уровне. Ситуация еще больше обострилась после объявления Сочи столицей Олимпийских игр 2014 г.
По словам экспертов, сейчас в Сочи выгодно строить современные торговые центры, пока город не преодолел имеющийся дефицит. Между тем многие федеральные и международные операторы уже высказывают намерение прийти в Сочи.