При этом потребительская корзина в Петербурге выше, чем в регионах, хотя и уступает Москве, то есть перспективы развития у формата хорошие. В Петербурге не удовлетворен спрос на качественные супермаркеты: фактически в данном сегменте можно отметить только «О’Кей-Экспресс», «Лэнд», некоторые супермаркеты «Перекресток», Spar, констатирует Михаил Бурмистров, гендиректор «Infoline-аналитики».
Развивают непростой для конкуренции формат не только федеральные лидеры рынка, но и местные игроки. Так, например, в прошлом году на рынке появился новичок — ООО «Сотка», основанное бизнесменами из Азербайджана.
Компания открыла первый супермаркет «Сетка» в Московском районе, следующие два — на Каменноостровском пр. и в Ломоносове (Ленобласть). Этот же формат осваивает петербургский ретейлер «Интерторг», который по франчайзингу развивает сеть под брендом Spar. Первый супермаркет открылся в прошлом году, сейчас сеть состоит уже из четырех супермаркетов, три из которых — в Петербурге. «До конца лета планируется запуск еще двух супермаркетов», — сообщил Антон Беловецкий, координатор проекта Spar.
Основные конкуренты новичков — игроки федерального уровня, которые давно упрочились на рынке. Х5 Retail Group управляет 34 супермаркетами «Перекресток», у сети «О’КЕЙ» 18 супермаркетов в Петербурге.
Однако Х5 Retail Group из-за ограничения ФАС сейчас не может расширять сеть в городе. «Развитие в Петербурге до конца этого года приостановлено, основной вектор — Ленобласть, Новгород, Псков и Карелия», — комментирует Сергей Лепкович, директор Северо-Западного филиала Х5 Retail Group.
В свою очередь, «О’КЕЙ» в этом году планировал и открыл только один гипермаркет на Таллинском шоссе, супермаркеты открывать в ближайшее время ретейлер не будет.
Параллельное развитие формата идет за счет магазинов с более высоким уровнем цен. Яркий пример — сеть супермаркетов «Лэнд». Хотя по площади и расположению она схожа с «Перекрестком», но позиционируется «Лэнд» как сеть премиум-класса с соответствующими ассортиментом и уровнем цен. Конкуренцию «Лэнду» намерена составить федеральная «Азбука вкуса». До конца этого года москвичи откроют четыре супермаркета премиум-класса в разных районах города.
«Уровень конкуренции высок, однако нишу, которую занимаем мы в Петербурге сегодня, нельзя считать освоенной», — комментирует Андрей Голубков, пресс-секретарь сети супермаркетов «Азбука вкуса».
Распределение форматов сложилось исторически и связано с тем, что в Петербурге активно развивались именно форматы гипермаркетов и дискаунтеров, говорит Андрей Голубков. По его мнению, ситуация может измениться, если другие форматы предложат покупателю более интересную альтернативу по качеству и объему услуг.
Пока конкурировать ретейлерам, которые развивают супермаркеты, приходится с гипермаркетами. «Часть покупателей, которая в других городах предпочитает супермаркеты, в Петербурге является аудиторией гипермаркетов», — говорит Михаил Бурмистров.