RC

Новости рынка розничной торговли

Магнит стоит как Carrefour

06.06.2012 admin 0 Comments

С начала июня капитализация российской сети «Магнит» практически сравнялась с капитализацией второго по величине ритейлера в мире — французской группы Carrefour. Стоимость «Магнита» на Лондонской бирже с 1 июня находится на уровне $11,4 млрд, а Carrefour стоила на Парижской бирже ?9,4-9,6 млрд ($11,6-12 млрд). Такое «совпадение» на первый взгляд как минимум удивляет, хотя бы потому, что колоссально отличаются масштабы бизнеса двух компаний: чистые продажи Carrefour в 2011 году почти в десять раз превышают продажи «Магнита».

Так, выручка Carrefour составляла в прошлом году около $112 млрд (?81,27 млрд), «Магнита» — $11,4 млрд. Консалтинговая компания Delloite ставит Carrefour на второе место по объему продаж среди мировых ритейлеров после американской Walmart и на первое среди европейских операторов, «Магнит» в том же рейтинге занимает только 124-е место. При этом и в России «Магнит» не лидирует по размеру выручки: сеть уступает Х5 Retail Group (сети «Пятерочка», «Перекресток», «Карусель» и др.), продажи которой в 2011 году достигли $15,4 млрд.

Показатель прибыли у «Магнита» тоже меньше, чем у европейского лидера: чистая прибыль ритейлера в 2011 году составляла $418,5 млн, у Carrefour — $1,05 млрд. (?756 млн). Но если у российской сети этот показатель ежегодно растет — прибыль увеличилась более чем в 11 раз с 2006 года, то у Carrefour, напротив, падает — с 2006 года в 3,4 раза. Снижается и денежный поток компании — шесть лет назад он составлял ?3,45 млрд при продажах ?76,8 млрд, в прошлом году — всего ?2,34 млрд.

Carrefour можно сравнить с бегемотом, шутит знакомый инвестор: компания очень большая, но двигается медленно. Последние несколько лет ритейлер почти не увеличивает выручку за счет органического роста, объясняет он. В 2011 год прирост продаж Carrefour был менее 1%, а за последние шесть лет ее выручка увеличилась совокупно лишь на 5%. На этом фоне «Магнит», как и другие ритейлеры, оперирующие на развивающихся рынках, более чем привлекателен для инвестиций. Выручка «Магнита» в 2011 году увеличилась на 42% в рублях, а в этом году ожидается рост на уровне 30%. За 2005-2010 годы, по оценке Deloitte, «Магнит» является самым быстроразвивающимся ритейлером в мире вместе с австралийской Westfarmers и голландской Jumbo. «Инвесторы не дураки — конечно, они выберут ту компанию, которая растет и продолжает зарабатывать деньги»,— рассуждает банкир.

История же Carrefour как одного из самых крупных и успешных ритейлеров началась в 1999-м году и фактически закончилась тогда же, считает один из российских ритейлеров. В 1999-м Carrefour приобрела своего конкурента — розничную группу Promodes. Уже через год, в сентябре 2000-го, капитализация Carrefour достигла ?58,4 млрд, что является историческим максимумом стоимости компании. Но в итоге сделка не принесла ожидаемой синергии: продажи объединенной компании стали падать на ее крупнейших рынках — во Франции и Испании, обнажились проблемы при интеграции логистики и IT-систем.

Последствия этого и других поглощений (покупала сеть итальянских гипермаркетов Hyparlo, польские супермаркеты Hypernova у сети Ahold, гипермаркеты на Тайване у Tesco, супермаркеты в Сан-Паулу у Sonae Group, бразильскую сеть Atacadao и др.) Carrefour расхлебывает и сейчас, считает мой собеседник. Только к ним еще добавились и проблемы еврозоны, где сокращаются госрасходы, растут налоги и падает потребительский спрос. По оценке Центра стратегических исследований Enter, рынок ритейла в странах Евросоюза в 2009 году упал на 8%, в 2010-м — еще на 2%, в прошлом году — на 3%.

Вернуть доверие инвесторов и исправить финансовые показатели Carrefour пытается за счет развивающихся рынков Латинской Америки и Азии и нового руководителя — Жоржа Пласса, который в 1997-1999 годах руководил испанским подразделением Carrefour. Россия же, после неудачной попытки самостоятельно выйти на рынок в 2009-м году, в планы ритейлера не входит, утверждают представители французской группы. Возможно, дело как раз в том, что Carrefour теперь просто не по зубам покупка российских игроков, самые крупные из которых уже догоняют ее по стоимости бизнеса.


#carrefour#магнит#тандер

Previous Post

Next Post

Добавить комментарий

Your email address will not be published / Required fields are marked *

Яндекс.Метрика
Top